Это ирландско-бельгийская экранизация популярного романа Клэр Киган, выросшей в католической семье. Это в данном случае имеет значение, поскольку картина рассказывает о неприятном прошлом католической церкви в Ирландии. Наверное, скромный фильм Милантса не выбрали бы для открытия Берлинале, если бы не присутствие Киллиана Мерфи, поднявшегося на Олимп.
В 2002 году «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля получили «Сестры Магдалины» — мощная картина шотландского режиссера и актера Питера Муллана о тех же самых приютах, существовавших в Ирландии с XVIII века и закрывшихся только к середине 1990-х. Там в ужасных условиях содержались несчастные грешницы, которых нещадно эксплуатировали и унижали.
По традиции, в главной фестивальной точке Berlinale Palast вывешивают постеры с приехавшими кинематографистами. Коллекция каждый день пополняется по мере появления премьер. Фотографии занимают все стены Берлинского фестивального дворца. Можно спускаться по лестнице несколько пролетов, рассматривая галерею с автографами. Уже готовы первые постеры – Киллиана Мерфи, Эмили Уотсон, сыгравшей роль настоятельницы монастыря в «Таких мелочах», других участников картины, а также членов весьма интересного жюри.
В первый фестивальный день прошла бурная пресс-конференция жюри основного конкурса во главе с темнокожей красавицей и уроженкой Мексики, кенийской актрисой, продюсером, режиссером и писателем, обладательницей «Оскара» за роль второго плана в фильме «12 лет рабства» Лупитой Нионго.
В состав жюри также вошли: немецкий режиссер Кристиан Петцольд, актриса и режиссер из Гонконга Энн Хуэй, итальянская актриса и режиссер Тринка Жасмин, американский актер и режиссер Брэди Корбит, украинский писатель Оксана Забужко и испанский режиссер Альберт Серра. Двоих последних постоянно рассматривают как оппонентов и с интересом следят за тем, как будут складываться их взаимоотношения, поскольку Серра как-то высказался о своей симпатии по отношению к Владимиру Путину и Дональду Трампу. Однако Оксана Забужко уже подарила коллеге по жюри свою книгу об отношениях Украины и России в итальянском переводе.
На встрече с журналистами атмосфера была накаленная, поскольку некоторые неудобные вопросы остались без ответа либо реакция на них была слишком эмоциональной. А разговор касался болевых политических тем, как то: происходящее в секторе Газа, приглашение на церемонию открытия представителей ультраправой немецкой партии и последующий отказ их принять, но только после огласки этого факта. Вечером тема нашла продолжение на звездной дорожке, где появлялись люди, протестующие против этой ситуации. Модель Папис Лавдей – полуобнаженный шоколадный красавец в розовых дамских перчатках — вышел с табличкой, на которой было написано «Нет расизму» и название вышеназванной партии, выступающей против мигрантов.
В основном в конкурсе заявлено 20 картин, которые и предстоит оценить жюри. Среди них – автобиографическое «Застывшее время» французского режиссера Оливье Ассайаса, обратившегося к периоду пандемии и собственному опыту карантина. Некий режиссер (а на самом деле сам Ассайас) с женой, братом — музыкальным критиком и его супругой проводят дни вынужденного заточения вместе. «Империя» снята еще одним французским классиком Брюно Дюмоном, предпочитающим жить и снимать в Бельгии. В «Нуждах путешественника» южнокорейского режиссера Хон Сан-су уже в третий раз снялась французская звезда Изабель Юппер. Вместе они работали в «Камере Клэр» и «В другой стране».
В программу также вошли: «Черный чай» франко-мавританского режиссера Абдеррахмана Сиссако, окончившего в 1980-е мастерскую Марлена Хуциева во ВГИКе; «От Хильды с любовью» немецкого режиссера Андреаса Дрезена; «Смерть» немецкого режиссера Маттиаса Гласнера с Ларсом Айдингером, сыгравшего Николая II в «Матильде» Алексея Учителя; «Кухня» мексиканца Алонсо Руиспаласиоса, действие которой происходит в одном из ресторанов Нью-Йорка; франко-итальянский «Другой конец» Пьеро Мессины о воскрешении жены в теле другой женщины, где роль мужа сыграл Гаэль Гарсиа Берналь.
«Мое любимое пирожное» Бехташу Санаихи и Мириам Могхаддам (Иран-Швеция-Германия- Франция) рассказывает о поздней любви пожилой жительницы Тегерана. Власти Ирана не позволили режиссерам приехать на фестиваль. Руководство Берлинале в свою очередь призывало вернуть им паспорта и не препятствовать визиту в Берлин.
Героем доминиканской картины «Пепе» Нельсона Карлоса де Лос Сантоса Ариаса стал бегемот, живший и безвременно почивший в частном зоопарке колумбийского наркобарона. Бегемот осмысляет произошедшее и рассказывает об этом с экрана. Как тут не вспомнить норвежскую картину «Гунда» выдающегося российского документалиста Виктора Косаковского, показанную на Берлинале в 2020 году. Ее героиней стала свинья с тонкой душевной организацией.
Фильм Виктора Косаковского «Да здравствуют антиподы!» открывал в 2011 году Венецианский кинофестиваль. В 2018-м там состоялась премьера его «Акварели», где впервые в истории кино было не 24 кадра в секунду, а 96. Правда, технические возможности не позволили показать фильм о разных состояниях воды в его оригинальном виде. Теперь Виктор, давно живущий в Испании и не получавший на свои картины денег у государства, представит в основном конкурсе Берлинале «Архитектон», снятый в копродукции Германии и Франции. Он об уязвимости архитектуры в период современных катаклизмов. Первый показ пройдет 19 февраля.
Арт-директор фестиваля Карло Шатриан, век которого на Берлинале оказался недолгим (в ближайшее время он покинет фестиваль), сказал: «Виктор Косаковский один из немногих умеет совместить удивительную визуализацию с искренней тревогой за судьбу планеты Земля. Его новый фильм, снятый в Германии, рассказывает о хрупкости архитектуры. Греко-римские строения и в наши дни способны выдержать землетрясения, в то время как современные здания не могут им противостоять. Не пора ли задуматься о том, что же такое прогресс человечества, и верно ли мы его понимаем».
В 2023 году на Берлинале победил документальный фильм «На Адаманте» французского режиссера Николя Филибера о парижской психиатрической клинике. Возможно, это и обеспечило участие двух неигровых картин в основном конкурсе. Помимо «Архитектона» жюри оценит «Дагомея» франко-сенегальского режиссера Мати Диоп о возвращении французскими музеями Бенину некогда вывезенных произведений искусства королевства Дагомея. В 2019 году Диоп стала обладательницей Гран-при Каннского кинофестиваля за игровую картину «Атлантика».
В программе «Форум» уже показали немного сюрреалистическую «Редакцию» украинского режиссера Романа Бондарчука о сотруднике музея естественной истории в Херсонской области, который выходит на след степного сурка. События происходят за полгода до СВО. Если подтвердится, что редкий зверь действительно обитает в тех местах, то страна может стать частью некоего европейского природного альянса. В финале, когда российско-украинский конфликт разрешится, лидеры мировых держав высадят деревья.
«Молчание Марии» латвийского режиссера Дависа Симаниса также представлено в «Форуме» и рассказывает о латвийско-немецкой актрисе театра и немого кино Марии Лейко, работавшей в труппе Макса Рейнхардта и снимавшейся у классика немецкого кино Фридриха Мурнау. В 1933 году после прихода Гитлера к власти она вернулась в Латвию. А после смерти дочери в Москве в 1935-м Мария поехала туда к внучке. В 1937 году ее арестовали за контрреволюционную деятельность, а в 1938-м расстреляли. Мария Лейко была реабилитирована в 1958 году. Ее роль сыграла Ольга Шепицкая, снимавшаяся когда-то в знаменитом советском фильме «Меня зовут Арлекино».
17 февраля в программе «Берлинская классика» состоится первый показ «Жертвоприношения» Андрея Тарковского. Отреставрированную версию его последнего фильма представит Шведский киноинститут, при содействии которого когда-то и создавалась эта картина. Всего на фестивале будет три ее показа.
20 февраля в Berlinale Palast пройдет церемония награждения Мартина Скорсезе, которому вручат почетного «Золотого медведя» за выдающиеся кинодостижения. Он представит свой фильм «Отступники» 2006 года, где одну из ролей сыграл прибывший на Берлинале в качестве продюсера Мэтт Деймон.