«Луна» рассказывает о том, как современные веяния вторгаются в традиционную жизнь, меняют религиозные устои. Дело доходит до вмешательства полиции. Это уже второй фильм в Роттердаме, связанный с сельским магазином. Первый – грузинско-швейцарский «Дрозд, дрозд, ежевика» Елене Наверени, где главная героиня торгует парфюмерией и товарами для дома в живописной грузинской деревне.
Победителями в коротком метре стали: «Сумасшедший лотос» (Таиланд), «Немногие могут видеть» (Ирландия), «Рабочие крылья» (Косово). Вручение наград проходило в разгар фестиваля, как только жюри посмотрело всю короткометражную программу. Церемонию организовали на железнодорожном вокзале, где в дни фестиваля работал специально выстроенный павильон. Там с раннего утра, иногда с шести часов, и до позднего вечера показывали короткометражное, но не конкурсное кино. Пассажиры заходили в фестивальный павильон и стоя смотрели фильмы. Кто-то усаживался на пол и устраивал пикник в ожидании поезда. Кураторы фестиваля проводили на вокзале экскурсии по всем кинообъектам. Перед входом в вокзал установили большой шар с изображением тигра, которое много лет предваряет все сеансы.
В состав жюри полнометражного конкурса вошли: фестивальный продюсер Марко Мюллер, возглавлявший несколько лет Венецианский фестиваль, боснийско-голландский писатель и режиссер Эна Сендиарович, снявшая «Сладкие мечты», американский режиссер и представитель движения за независимое кино для черных Билли Вудберри, его коллега из Гонконга Герман Яу («Синдром эбола», «Миссия в Москве») и продюсер Надя Туринцев, родившаяся в Москве, изучавшая культурную антропологию в Париже, начинавшая карьеру в качестве стажера у Никиты Михалкова на фильме «Очи черные». Она продюсировала документальные фильмы «Мариуполис» и «Мариуполис 2» литовского режиссера и оператора Мантаса Кведаравичюса, погибшего в апреле 2022 года в окрестностях Мариуполя, а также французскую картину «Оскорбление» Зиада Дуэри, номинированную на «Оскар». Надя Туринцев входила в селекционную комиссию каннского «Двухнедельника режиссеров», была арт-директор Московского международного кинофестиваля, недавно основала свою кинокомпанию в Париже.
Главную награду фестиваля «Тигр» вышеназванное жюри присудило японской картине «Рей» о компании тридцатилетних людей и их путешествии на остров Хоккайдо. Жизнь главной героини только на первый взгляд вполне благополучна. Казалось бы, нет повода для беспокойства, но многое скрыто от посторонних глаз. Молодой режиссер Танака Тосихико прежде был театральный актером, изучал в Мичиганском университете бизнес-направление, но во время пандемии всерьез увлекся кино, написал сценарий. Первый фильм – и сразу главный конкурс Роттердамского фестиваля, а теперь и награда. Фильм покорил жюри и зрителей не только духовными исканиями героев, но и фантастическими заснеженными пейзажами острова Хоккайдо.
Долгие годы в Роттердаме вручали три равноценных «Тигра» лучшим картинам основного конкурса. Теперь помимо одного главного приза присуждают две специальные награды. Первой жюри отметило странный, по его мнению, индийский фильм «Фургон поцелуев» Мидхун Мурали, напомнивший им скорый поезд одиночества, приближающий благодаря поцелуям момент некой реабилитации. Пожалуй, это самый экспериментальный из всех представленных в конкурсе фильмов, напоминающий театр теней, черно-белую анимацию, персонажи которой, словно бы вырезаны из бумаги.
Второй специальный приз жюри получила дебютная австралийская картина «Безголовый» Йидона Мартина, сделанная на стыке игрового и документального кино. Ее главный герой – одинокий пожилой человек - совершает ностальгическое путешествие в город своего детства, где не был больше 20 лет. По дороге он встречает людей, принимающих его так, словно знали всю жизнь. В фильме снимались непрофессиональные актеры, простые люди, встретившиеся во время безумного путешествия. Все три фильма-победителя так или иначе связаны с темой дороги, которая приводит героев к открытию нового в себе и понимании мира.