В серии «Русский балет» – пять фигур: Пьеро (его играл тогда еще начинающий режиссер Всеволод Мейерхольд), Эвсебий (Федор Шерер), Эстрелла (Людмила Щоллар), Киарина и парная скульптура Арлекина (Леонид Леонов) и Коломбины (Тамара Карсавина). Пауль Шойрих создал фигуры в 1913-м году, когда стал главным художником Мейсенской фарфоровой мануфактуры – самого первого и знаменитого фарфорового производства Германии. Это была одна из его первых работ в новой роли, которая принесла его всемирную славу. Во многом потому, что этот фарфор – не только художественное произведение, отражающее невероятную балетную пластику, но и произведение документальное. Если сравнить фотографии героев постановки Фокина со статуэтками, то очевидна точность передачи деталей костюмов и портретное сходство с актерами. При этом художник смог запечатлеть и характер персонажей – их нарочитую кукольность и гротескность, заложенную Фокиным в сюжет об уличном театре.
Скульптуры быстро стали бестселлером и остаются им по сей день. К тому же, их создание – особая глава жизни автора. Дело в том, что вскоре после создания «Русского балета» Пауль Шойрих чуть не сошел с ума. Признаки психического расстройства появились примерно в это время и обострились с началом Первой мировой войны. В итоге в 1914 году художнику пришлось покинуть Мейсенскую мануфактуру. Только в 1918-м году он смог прийти в себя. Но вернувшись к делам, смог совершить настоящий творческий прорыв, создав немало циклов в стиле нового рококо. А первой ласточкой его авторского стиля считается как раз «Русский балет».
С 2010-го года Бахрушинский музей собирал известную серию, считающуюся коллекционерской редкостью. Совсем недавно удалось заполучить три недостающие фигуры, в том числе парную скульптуру Арлекина и Коломбины. Фарфор планируют представить в зале «Русских сезонов» Главного дома Бахрушинского театрального квартала, который откроется в этом году.
– Три фигуры наш музей выкупил недавно, – рассказывает главный хранитель музея Виктория Журавлева. – Они отмечены маркировкой «D», что означает их принадлежность к раннему тиражу. Серия имела большую популярность и выпускалась с успехом в последующие десятилетия. А вот ранние тиражи – большая редкость.