«Тот закон, который у нас есть, нужно максимально приводить в соответствие с указом президента и в соответствие с требованиями времени. Поэтому создаем рабочую группу», - заявила Ямпольская, обозначив утвержденные указом Владимира Путина «Основы государственной культурной политики» как стратегический документ.
«Предложения по составу группы направляйте в аппарат (парламента), очень внимательно всё будет рассмотрено», - заверила Ямпольская, обращаясь к коллегам. При этом «более сложной темой» Елена Александровна назвала стремление начать «законодательно регламентировать сферу книгоиздания и книгораспространения».
Также она призвала наконец-то на государственном уровне определить, что делать с писателями (которые в России как бы есть, но официально – их нет).
«Депутаты всех фракций постоянно получают жалобы от людей, занимающихся литературным трудом, о том, что их профессия в принципе отсутствует в перечне (общероссийском классификаторе профессий, - И.В.), в связи с чем возникают проблемы социального характера», - подчеркнула Ямпольская.
По ее словам, «Госдума начала составлять список экспертов, которые могут быть привлечены (по данной проблеме), это очень широкий круг, и хотелось бы, чтобы это были не «бла-бла-бла», а специалисты».
Примечательно, что здесь парламентарий, известная как ярая сторонница борьбы с чрезмерным использованием иноязычной лексики в русском языке, употребила междометие, являющееся калькой с английского «blah-blah-blah» (bla-bla-bla), где «bla» - это совершенно ничего не говорящее русскому уху слово со значением «чушь, глупость». Но это так, лексическое наблюдение.
Вернемся к главному.
«Тематика, кому подчиняется данная сфера (литература), уже набила оскомину. Правительство считает, что эта сфера должна быть подчинена вот так, это прерогатива правительства – принимать такие решения. На мой взгляд, нужно так прописать вопрос законодательно, чтобы исполнитель мог ясно и на пользу отечественной литературы этот закон исполнять», - сказала Ямпольская.
За «опасное» слово «подчинение» хвататься здесь не нужно. Литература – о чем ярко свидетельствует советский опыт – никому и никогда не подчинялась, а Осип Мандельштам делил все стихи на разрешенные и написанные без разрешения, называя первые дрянью. Но под словом «подчинение» здесь имеется в виду, какая из ветвей власти или институция должна курировать литературу, поддерживать ее и помогать пишущим решать те самые вопросы социальной защиты, пресловутый «квартирный вопрос» и так далее. Это не про контроль, вмешательство в творческий процесс или что-то подобное.
Заметим, что комитет обсудил и внесенный правительством «технический» законопроект, который определит, что такое «национальный фильм». Если не вдаваться в детали, ранее такого понятия у нас не было – а теперь появится специальный реестр национальных фильмов. И, весьма вероятно, – если предложение Управления президента РФ по общественным проектам будет учтено - прокатное удостоверение не получат «фильмы, содержащие материалы, противоречащие политике по сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей».
29 февраля, чтобы «не терять лишний день в году» Ямпольская пообещала еще одно заседание, но не возглавляемого ею комитета, а Общественного совета при нем.