В ожидании отдельного здания Национальная картинная галерея ютилась в Центральном выставочном зале Союза художников Абхазии, что расположен на улице Лакоба. Зданию более ста лет — оно построено в 1912 году и ныне признано памятником архитектуры. В 2017 году там был сделан капитальный ремонт. После обновления его открывали выставкой известного художника, сценографа и искусствоведа Александра Шервашидзе (Чачба). Четверть фондов (около 500 экспонатов) Национальной галереи составляли его работы, которые мастер подарил родине на старости лет, доживая свой век в Монако. Именно он считается первым профессиональным художников Абхазии, его наследие было самой ценной частью сгоревшего фонда.
Князь Александр Шервашидзе — правнук правителя Абхазского княжества Келеш-бей Чачба. Он родился в Феодосии в 1867 году. Учился сначала в Киевском реальном училище, потом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в классе Василия Поленова, а после — в Париже. Как раз тогда, в 1903 году, на Монмартре, в мастерской художницы Елизаветы Кругликовой, появился Русский артистический кружок (впоследствии союз), который объединил художников из России в столице Франции. Одним из основателей объединения стал Максимилиан Волошин, с которым сдружился Александр Шервашидзе. Спустя несколько лет, в 1909-м, именно Шервашидзе стал секундантом Волошина на дуэли с Николаем Гумилевым.
С 1918-го по 1919 год потомок абхазских царей жил в Сухуме, где по его инициативе открылась детская художественная школа. Там он давал уроки рисования, а еще Шервашидзе организовал театральные курсы для молодежи при Сухумском артистическом обществе. Тогда же, увидев объявление в газете, художник решил поучаствовать в конкурсе на создание герба Азербайджанской Демократической Республики. В итоге именно работа Шервашидзе легла в основу современного герба страны.
В 1920-м, будучи в гостях у Волошина в Коктебеле, художник получил приглашение от Сергея Дягилева работать сценографом в «Русском балете». Понимая, что Красная армия вряд ли пощадит художника с «голубой кровью», Шервашидзе отправился в Париж и больше не возвращался на родину. В Париже он работал до 1948 года, пока не решил уйти на покой в возрасте 80 лет. Спустя 10 лет, несмотря на нужду, отправил свои работы в Сухум, подарив их Абхазии. В августе 1968-го художник умер в возрасте 101 года и был похоронен на русском кладбище в Ницце. Он успел застать тот момент, когда в Сухуме открылась Национальная картинная галерея, куда были переданы его живописные полотна и театральные эскизы. Позже его останки были перезахоронены в Сухуме, рядом с ними установлен памятник мастеру.
Галерея в Сухуме открылась в 1964 году и первоначально располагалась в доме врача-инфекциониста Езакиеля Фишкова (1890–1986), который не только изобрел на основе пчелиного яда болеутоляющий препарат «Венапиолин», но и был страстным коллекционером. Фишков отдал под галерею половину своего дома и подарил ей 60 произведений из своей коллекции. Близким другом врача был художник Валентин Контарев — ученик Коровина и Серова, который тоже был в Сухуме. Вероятно, под его влиянием Фишков и увлекся искусством и решился сделать его национальным достоянием. Кстати, другая часть коллекции врача находится в подмосковном Раменском историко-художественном музее. А Национальной галерее Сухума от Фишкова достались работы таких художников, как Варвара Бубнова, Ольга Брендель, Марина Эшба и Виктор Иванба. Со временем коллекция галереи увеличилась в несколько раз. Среди поступлений есть очень ценные экспонаты, например фрески Лыхненского храма Успения Богородицы, созданные в византийском стиле в XIV веке неизвестными мастерами. Их изучением занимался искусствовед Леонид Шервашидзе — родственник упомянутого классика. Он считал, что авторы фресок — местные художники, которые прошли константинопольскую школу.
Картинная галерея обрела самостоятельность и статус национальной в 1994 году. Государство предоставило картинной галерее здание на улице Пушкина, которое в начале 2000-х начали возрождать из руин, чтобы открыть там просторный музей. Но из-за конфликта с Грузией финансирования не нашлось. Капремонт 20 лет стоял на мертвой точке. Все это время Национальная галерея ютилась в чужом здании, принадлежащем местному Союзу художников. Приличных условий хранения 4-тысячного фонда там организовать не удалось, а показывать их в двух залах было крайне затруднительно. Поэтому большая часть экспонатов была недоступна публике. Теперь большая часть наследия уничтожена навсегда. Сообщается, что уцелело 150 картин. Министр культуры РФ Ольга Любимова связалась с коллегами в Абхазии, чтобы обсудить, чем может помочь.