Традиционно пересекающиеся по времени проведения Сандэнс и Роттердамский кинофестиваль обычно не ориентируются на звезд, но их зажигают. Именно на Сандэнсе стали известны имена Квентина Тарантино, Пола Томаса Андерсона и Стивена Содерберга. В приоритете остаются не красные дорожки и знаменитости, а независимое и авторское кино, многообещающие дебюты.
Однако в этот раз маститые кинематографисты приехали в Парк-Сити для участия в церемонии открытия, все средства от которой будут направлены на поддержку независимого кино. В числе гостей - участники прежних фестивалей. Среди них - Кристофер Нолан, начинавший карьеру в независимом кино, Роберт Дауни-младший, сыгравший в его последней по времени картине «Оппенгеймер» одну из лучших своих ролей. Кристен Стюарт, уже получившая на церемонии открытия награду за вклад в независимый кинематограф, представит две свои новые работы. Стивен Содерберг, впервые показавший на Сандэнсе в 1989 году ныне знаменитый фильм «Секс, ложь и видео», тоже приехал с новой картиной. Джесси Айзенберг, сыгравший Марка Цукерберга в «Социальной сети», представит два фильма. «Настоящая боль» - его вторая и совсем свежая режиссерская работа.
В состав жюри вошли те, кто когда-то участвовал в фестивале со своими картинами. Всего 16 человек в разных конкурсах – мирового и американского кино, документального и игрового, которое тут называют драмой, а также короткометражного. Среди членов жюри - индийский режиссер Мира Наир, снявшая «Свадьбу в сезон муссонов («Золотой лев» Венецианского кинофестиваля) и «Ярмарку тщеславия», португальский оператор году Руи Посас, входивший в жюри «Недели критики» в Каннах в 2023 году и известный по фильмам «Табу» и «Фрэнки», дебютантка из Великобритании Шарлотта Риган, победившая на Сандэнсе год назад.
Накануне юбилейного киносмотра его организаторы провели опрос, в котором приняли участие 500 критиков и кинематографистов. Таким образом были отобраны лучшие фильмы за всю историю фестиваля. Три первых места заняли: «Одержимость» Дэмьена Шазелла 2014 года (возглавляет топ фильмов), «Бешеные псы» Квентина Тарантино 1992 года и «Прочь» Джордана Пила 2017-го.
В прошлом году главную награду получила дебютная картина «Задира» Шарлотты Риган из Великобритании. Начинающий режиссер теперь вошла в состав жюри конкурса короткого метра. Ее скромная история про маленькую девочку, которая осталась без матери и неожиданно обрела отца, наверное, могла победить именно на таком фестивале как Сандэнс, где ценят бесхитростное кино, которое как сама жизнь.
Джорджи – 12 лет. Ее сыграла очень способная юная актриса Лола Кэмпбелл. Девочка совершенно одна живет в скромном жилище в лондонском пригороде, в доме, напоминающем стоящие в ряд гаражи. Она предоставлена сама себе. Сотрудники опеки почему-то упустили этот факт из виду. Джорджи рассказывает им сказки о своем дяде по имени Уинстон Черчилль, который якобы занимается ее воспитанием. От имени дяди говорит с ними по телефону продавец из продуктового магазина. И сотрудники органов опеки верят в эти небылицы, чего не скажешь о зрителях. Как девочка выживает? Берет в долг самое необходимое у того же парня из магазина, который по телефону представляется ее дядей. Поддерживает Джорджи и ее друг Али (Алин Узун). Вместе они становятся похитителями велосипедов.
Роль неожиданно появившегося отца девочки сыграл британский актер Харрис Дикинсон, известный по фильмам «Треугольник печали», «Малефисента: Владычица тьмы», «King`s Man: Начало», «Стальная хватка». Его герой Джейсон – крашеный блондин, когда-то бросивший мать Джорджи, уехавший в Испанию и не вспоминавший о дочери все ее 12 лет. Никто его возвращения не ждал, а у девочки возникают сомнения тот ли он, за кого себя выдает. Воображение у нее богатое, и незваный гость видится ей то гангстером, то вурдалаком. Он и убить может. Но постепенно отец и дочь поймут, что необходимы друг другу.
За камерой - Молли Мэннинг Уокер, снимавшая в основном клипы, а теперь уже и режиссер. Ее дебют состоялся на недавнем Каннском кинофестивале, где она получила за свой фильм «Как заниматься сексом» Гран-при конкурса «Особый взгляд». В «Задире» она фиксирует жизнь, как снимала бы документальное кино. Без всяких изысков, просто и кристально чисто.
Ничего особенного нет в этой бесхитростной истории. Подобных было много. И никаких новаций тоже нет, чтобы дать фильму главный приз столь авторитетного фестиваля, нацеленного на поиск нового. При этом понятно, почему выбор был сделан в его пользу. Это кино как жизнь, простое и будничное, правдивое, за исключением некоторых нюансов, где никто не играет и не пытается изобретать велосипед.