Булгаков остается одним из самых популярных у миллионов людей писателей. Причем в народ ушли не столько произведения, сколько «мистические случаи» из его жизни или история о смелом телефонном разговоре со Сталиным. А благодаря «Мастеру и Маргарите» «нехорошая квартира» остается такой же культовой реалией, как дом Бориса Пастернака в Переделкине, «Стена Цоя» на Арбате или исчезнувшая с появлением МЦД-4 «ерофеевская» электричка Москва - Петушки.
Поэтому все, что происходит в музее, заслуживает внимания. Как, скажем, совершенно не таинственная история нового экспоната, поступившего в коллекцию. Речь о дверной табличке с двумя четверками — казалось бы, таких на блошином рынке можно сколько угодно найти. Но главный хранитель музея Ирина Чупина заверила «МК», что это тот самый номер, висевший на двери последнего жилья Михаила Афанасьевича — его квартиры в Нащокинском переулке (при СССР эта локация называлась улицей Фурманова).
«В долгожданную собственную квартиру в только что возведенном кооперативном писательском доме Михаил Булгаков переехал с женой Еленой Сергеевной и пасынком Сергеем 19 февраля 1934 года. Несмотря на длительную стройку, качество перекрытий и звукоизоляции оказалось очень низким, вожделенной тишины, необходимой для работы, писатель так и не получил. Но именно здесь он дописывал и редактировал роман «Мастер и Маргарита», писал «Театральный роман», пьесы «Блаженство» и «Иван Васильевич», в этом доме принимал друзей из театрального, литературного и музыкального мира. В этой же квартире на руках у жены скончался 10 марта 1940 года», - рассказала Ирина.
И поведала главное — бэкграунд спасения таблички:
- Этот номер сохранился чудом — французский атташе по культуре, филолог, политолог и дипломат Ив Аман вместе с другом, историком Александром Богословским, жившим в доме на улице Фурманова до расселения в середине 1970-х, сняли его с двери в квартиру Булгаковых. Позднее дом был снесен.
Причем, согласно воспоминаниям дипломата, это именно прижизненная, «видевшая» Булгакова табличка, а не поздняя версия — что очень важно, потому что классик умер в 1940 году, а расселение произошло спустя несколько десятилетий.
В 2022 году, по словам Чупиной, хранитель музейных предметов Александр Рогинский встретился в Париже с Ивом Аманом. Тогда бывший французский атташе рассказал эту историю и подарил музею номер 44.
Заметим, что всего в Музее Булгакова хранится 8175 экспонатов, причем в 2023-м поступило 739, табличка — самое, на наш взгляд, ценное, но заслуживает упоминания книга Маяковского, на пятой странице которой близкая подруга Михаила Булгакова и его второй жены Любови Белозерской Наталья Ушакова изобразила их в роли родителей главного героя, «Власа, лентяя и лоботряса». Помимо этого, музей получил семейный альбом Андрея Арендта (детского нейрохирурга), где, на одном из разворотов, нашлась фотография Булгакова 1930-х годов. Существенным поступлением стали и документы/фотодокументы из архивов Николая Лямина и названной выше Ушаковой.
В целом же 2024-й обещает быть вполне себе «булгаковским» годом. Нас ждут несколько выставок: в честь 125-летия Юрия Олеши, к 130-летию Исаака Бабеля; также проект, отражающий взаимоотношения Булгакова и Владимира Дмитриева – ученика Мейерхольда и мхатовского друга Михаила Афанасьевича. И, помимо этого, две «квартирные» выставки о жизни Булгакова и его первой жены Татьяны Лаппы в коммуналке на Большой Садовой, 10 (дому Ильи Пигита как раз исполняется 120 лет). Плюс ко всему мы увидим связанную опять-таки с Московским художественным театром выставку о постановке пьесы Булгакова «Александр Пушкин» о дуэли и гибели поэта, в 1943 году обозначенной на театральных афишах как «Последние дни».