Сюита «Испанские танцы» Энрике Гранадоса стала основой как структуры балета, так и его национального колорита. Спектакль представляет собой дивертисмент танцевальных номеров, объединенных местом действия и событием, — свадьбой. На празднике жизни, любви и танца находятся все известные нам герои свадебного торжества — жених, невеста, родители, друзья жениха и невесты и, конечно же, сват и сваха. Герои стремятся проявить себя и предстать в лучшем виде, ведь на этом празднике не обойтись без состязания за самый выразительный номер.
Также Цискаридзе обратился к балету «Фея кукол» Й. Байера.
Впервые балет Й. Байера «Im Puppenladen» («В магазине кукол») был показан во дворце принца Иоганна Лихтенштейна, а вскоре — 4 октября 1888 г. в Венском Придворном театре (хореографы И. Хасрейтер и Ф. Гауль). В то время Европа переживала очередную волну увлечения не только механическими игрушками, шкатулками с заводом, механическим пианино под названием «пианола», но и мюзик-холлом, цирковыми представлениями. Балет с куклами, сочиненный на легкую, танцевальную музыку Й. Байера, под разными названиями шел на сценах многих европейских театров и был одним из самых популярных в конце XIX века.
Впервые в России «Фею кукол» в 1897 году в Большом театре поставил хореограф И. Мендес. Премьера этого балета в Санкт-Петербурге состоялась 7 февраля 1903 года в Эрмитажном театре в присутствии императора Николая II, его семьи и высокопоставленных гостей. Оформление спектакля поручили Л. Баксту. Он изменил место действия «Феи кукол», перенеся его из Вены в Петербург 1850-х годов. В своих декорациях художник точно воссоздал интерьер кукольного магазина в Гостином дворе, через большие окна которого виден Невский проспект. Коллекция игрушек, принадлежавшая другу Л. Бакста — художнику А. Бенуа, вдохновила на создание костюмов к балету.
Постановщиками нового оригинального спектакля стали ведущие танцовщики императорской труппы – Сергейи Николай Легаты, дебютировавшие в качестве хореографов. Спустя девять дней, 16 февраля 1903 года, спектакль, снискавший одобрение императора, уже шел на сцене Мариинского театра. «Фея кукол», сохранялась в его репертуаре до 1925 года.
В 1989 году художественный руководитель Ленинградского академического хореографического училища имени А.Я. Вагановой — Константин Сергеев поставил собственный вариант балета «Фея кукол», навеянный воспоминаниями о спектакле братьев Легат, для своих воспитанников.
В 2015 году по инициативе ректора Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой – Николая Цискаридзе «Фея кукол» обрела новую жизнь. Опираясь на исторические документы, постановку К.М. Сергеева, была создана новая версия балета. Вплоть до мельчайших деталей воспроизведены легендарные декорации и костюмы Л. Бакста. В работе над «Феей кукол» принял участие педагогический коллектив лучшей в мире школы классического балета во главе с ее руководителем – Н.М. Цискаридзе.
Действие спектакля происходит в лавке игрушек в Санкт-Петербурге. Как только последние посетители уходят, а хозяин закрывает лавку, куклы оживают. Фея приглашает Арлекина, Паяца, Китайскую, Японскую, Французскую, Испанскую кукол на бал... В прекрасную Фею кукол влюблены два Пьеро - грустный и веселый. Она старается уделить внимание обоим, кокетничает и танцует с каждым отдельно. Ночь заканчивается. А с ней и волшебные превращения…
Премьера спектакля запланирована в Москве.