Это последняя картина выдающегося советского и российского режиссера, снятая им в Швеции и смонтированная в 1986 году в период тяжелой болезни. Тарковскому тогда было 54 года. Он прошел курс химиотерапии и завершал работу над фильмом, находясь в постели под наблюдением врачей.
Действие «Жертвоприношения» происходит в момент Апокалипсиса, в момент ядерной угрозы и уничтожения всего живого. «Я хотел показать, что человек может восстановить свои связи с жизнью посредством обновления тех оснований, на которых зиждется его душа», - писал Тарковский. Он считал, что каждое поколение должно совершить жертвоприношение по отношению к своим детям, принести себя в жертву».
Реставрацию в 4K произвел Шведский киноинститут, сохранив цветовое решение картины, черно-белые фрагменты и сепию — эффект использования коричневых оттенков.
Киновед и биограф Тарковского Ольга Суркова, много лет живущая в Нидерландах, была первым слушателем сценария «Жертвоприношения». По ее словам, в то время, когда Тарковский умирал, и началась перестройка, его приглашали вернуться в Москву. Она рассказала «МК», с каким трудом создавалось «Жертвоприношение», как от участия в картине отказались партнеры, и как ее в драматический момент подхватила старейшая французская компания Gaumont. Если бы этого не произошло, картина могла остановиться. Шведский киноинститут все время просил Андрея сократить фильм, а он отвечал: «Вы хотите вообще фильм или фильм Тарковского?».
В программе Berlinale Classics также заявлены ранние немые фильмы немецкого режиссера Эрнста Любича, покажут его «Дочерей Колхизела» 1920 года. Представят также «Быстрей, быстрей» испанского классика Карлоса Сауры, снятый в 1981 году. Сам режиссер покинул этот мир в феврале 2023 года, когда ему был 91 год.
В реставрации фильма «После работы», снятого в 1985 году, принимал участие сам Мартин Скорсезе, предоставивший дополнительные материалы на 35-миллиметровой пленке. На Берлинале он получит «Золотого медведя» за достижения в кинематографе.
В этом году отмечается 70-летие «Годзиллы» Исиро Хонды, и эту картину в ее черно-белой версии тоже представят в программе берлинской классики. Провела реставрацию компания ТОНО Archive Co. Ltd. На одноименной студии ТOHO когда-то и создавалась «Годзилла», культ которой в Японии до сих пор жив, и у входа посетителей встречает фигура гигантского монстра. Фильм рассказывает о конце Второй мировой войны и о том, что произошло с миром после падения атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки.