Клава Кока побила рекорд, Шевчуку еще верят: «ЗД» назвала лучшие песни 2023 года

Из чартов скандально пропали некогда привычные звезды

Таблицей самых популярных песен-2023 «ЗД» закрывает тему музыкальных итогов. Уже второй год из-за сложившихся реалий мы лишились полноценной возможности подведения привычных итогов ZD CHARTS в разных номинациях. Тем не менее картину муз.реалий по итогам года «ЗД» постаралась подробно описать в своих обзорах и комментариях в прошлые две недели. При этом действующей практикой остаются ежемесячные таблицы Хит-парада со списками песен, альбомов и радиоплейлистов. Декабрьский (за 2023 год) чарт вышел на прошлой неделе, так что сегодня у нас есть все данные, чтобы огласить результат по итогам 12 ежемесячных таблиц.

Из чартов скандально пропали некогда привычные звезды
Dabro.

С одной стороны, это лишь — сухая статистика, сложившаяся из голосования публики за двенадцать месяцев. Она лишена эмоциональных всплесков, которые обычно сопровождали ежегодный музыкальный плебисцит ZD AWARDS. И пока эмоциям еще далеко до состояния разумного равновесия, математика помогает относительно взвешенно оценить медийные страсти и назвать статистические, а не настырно продвигаемые, порой из совершенно не музыкальных соображений, т.н. «хиты» года, отделить, что называется, зерна от плевел. Это «отделение» показало в итоге результат, с одной стороны, ожидаемый, а с другой — не лишенный неожиданных сюрпризов

Правила подсчетов в «ЗД» постоянны, как дважды два. За каждое первое место в ежемесячных таблицах Top 20 Hits песня получает 20 баллов, за двадцатое — 1. Результаты суммируются, и получается итоговый чарт.

В этом году финальная двадцатка вместила, как бы парадоксально это ни звучало, 24 песни. В прошлый раз треки, набравшие одинаковое количество баллов, мы выстраивали по ранжиру, ставя выше ту, что хронологически раньше вошла в чарты или дольше в них задержалась, чтобы ограничиться именно пресловутой «двадцаткой». На этот раз мы решили слегка изменить правило, и теперь некоторые позиции содержат по две песни, набравшие за год одинаковое количество баллов.

Таких оказалось в итоге десять, что снабдило итоговую таблицу пятью бонусами, которые совсем не лишние для более полной оценки годовой музыкальной поляны.

За год через песенные чарты «ЗД» прошли» 69 песен. Наверное, их могло бы быть побольше, но внушительная часть музконтента, производители которого оказались за пределами России, в местное медиапространство практически не попадает по независящим от «ЗД» причинам. Так что имеем то, что можем себе позволить.

Еще какое-то количество песен осталось неучтенным, поскольку на стадии сбора данных эти сочинения не дотянули даже до «двадцатки» в ежемесячных таблицах. Таких за год было не мало, но статистику мы не вели. Среди них оказались и те, что достаточно настырно навязывались в эфире, но, видимо, усилия «продвигателей», какими бы мотивами они ни руководствовались, не всегда находили отклик у слушателей, оставляя за собой лишь шлейф безразличия, а то и насмешек.

Артистический рекорд — четыре песни в хит-парадах в течение года, и рекордсменкой стала Клава Кока, она встряхнула чарты треками «Замуж», «Не Со Мной», «Плачешь», и «Кабы не Было Тебя» в коллабе с Feduk. С тремя песнями в Top 20 Hits отметились в течение года Лолита («Марлен», «На «Титанике» совместно с Instasamka, «Север» совместно с Tkimali), Anna Asti («Хочу Замуж», «Верю в Тебя», «Царица»), Мари Краймбрери («Иначе Все Это Зря», «По Городам», «Мне Так Повезло»), Dabro («Надо Повторить», «Мне не Страшно», «Ты Знаешь, Мам»).

Instasamka.

Среди самых трудолюбивых безоговорочно побеждают девушки, однако братья Засидкевичи из Dabro сумели наиболее успешным образом конвертировать свое трудолюбие и оказались на вершине итогового списка Top Hits 2023 с треком «Надо Повторить», который можно назвать в чем-то пророческим после триумфа их «Юности», ставшей одним из главных шлягеров-2022.

Dabro, наверное, успешнее других, по крайней мере в данный момент, осваивают лекала стиля, которые критики не без ехидства обозвали «Жуков-поп» (в мире о таком жанре, конечно, не догадываются), намекая на невероятную живучесть музыкальной модели группы «Руки Вверх!». Засидкевичи пока, конечно, не разносят Лужники, как это два года подряд делал Сергей Жуков, но в целом имеют шанс двигаться куда-то туда. Сами «Руки Вверх!» разместились в годовом чарте на вполне почетном 5-м месте со шлягером «Черное Море».

Ольга Серябкина.

Симптоматично, что в тройке лидеров (фактически четверке по сумме баллов) только Ольга Серябкина модничает и немного усложняет звук всевозможными ритмическими вкусностями. Кравц и Гио Пика предлагают ненавязчивый «Лепс-лайт», а Dabro и Instasamka верят в торжество лоу-фая и, как видно, выигрывают. Громогласно самопровозгласившая себя «Царицей» (нахваталась у дружбана Фили) Anna Asti только четвертая, Клава Кока со своим статусом поп-принцессы и завидной плодовитостью и вовсе седьмая.

Кравц и Гио Пика.

Впервые за многие годы подведение песенных итогов сопровождается прямо-таки скандальным вопросом: где Филипп и Николай? Отсутствие песен «монаршьей» четы (один, как мы помним, «поп-король», другой — «поп-император») в итоговой двадцатке выглядит нешуточным вызовом устоявшемуся порядку вещей. И это при том, что минувший год не совсем правильно называть временем простоя для золотой парочки.

У Баскова вышли два сингла: «Ты Неотразима» (как будто подобранный из того, что не подошло Александру Ревве) и томный медляк «Я Начинаю Жить». Киркоров в 2023-м обнародовал аж пять новых песен. И если саундтреки к фильмам «Нюрнберг» и «Елки 10» звучали показательно рутинно, то три коллаба с Жасмин («Личное Тело»), Михаилом Шуфутинским («Жара Дубая») и Люсей Чеботиной («Королева») не остались не замеченными, регулярно попадали в обзоры «ЗД» и вообще сопровождались медийным шумом.

Впрочем, мы уже упомянули выше, что внимание медиа далеко не всегда коррелируется с пылкой реакцией публики. Видимо, на фоне былых бэнгеров вроде «Цвет Настроения Синий» и «Rolex» нынешние песенные Филиппики были встречены чаще с нейтральной вежливостью, чем с восторженным сопереживанием. Новый год Филипп начал с песни «Слухи», в которой переложил на музыку последние переживания из-за шума, истерики и наказаний после «голой», будь она неладна, вечеринки. Ну кто мог подумать, что обычные для поп-бомонда утехи, наряды и развлечения, которые лет 30 были посконной нормой, вдруг объявятся чуть ли не вне закона?! Попадет ли сия душещипательная новинка в январский чарт, покажет скорое будущее, а пока будем надеяться, что в этом году поп-король не растеряет привычного куража и предложит не только наигранные исповеди, но и заводные легкомысленные песенки. Во всяком случае, поклонникам артиста наверняка хочется убедиться в том, что Филипп не утерял способность возрождаться как птица Феникс.

На фоне эффектно бурлящей, все еще переливающейся цветами радуги и иногда впечатляющей, но все же поп-пены, гордо возвышаются два утеса. Первый, сохранивший отличную форму, — рок-н-ролльный. Второй, выгодно выделяющийся среди шансонно-кальянных потуг, — истинно хип-хоповый. Юрий Шевчук демонстрирует стойкую музыкальную принципиальность, и публика, судя по результатам, ему верит.

Юрий Шевчук и Дмитрий Емельянов.

При этом настоящей музыки было, если не в избытке, то в изрядном количестве в двух других ежемесячных таблицах ZD Charts, посвященных альбомам (Top 10 Albums) и радиоротациям (Top 10 Moscow Radioplay). Обычно мы не обсчитываем эти списки по итогам года, но в связи со всей кутерьмой последнего времени возник важный вопрос: насколько, например, репертуар радиостанций отражает реалии мирового музыкального ландшафта.

За разъяснениями «ЗД» обратилась к Игорю Краеву, специалисту не только непредвзятому, но и профессионально исследующему рынок музыкального эфира. Данные его платформы TopHit мы используем в том числе и в наших чартах. По его словам, российских музыкальный эфир по-прежнему на острие.

«Некоторые международные лейблы действительно ушли с местного рынка, — пояснил г-н Краев, — но, по российскому законодательству, радиостанция может взять любую фонограмму, опубликованную во всеобщем доступе, скачать или купить ее, скажем, за один доллар на специализированной платформе, и использовать в эфире без разрешения правообладателя, но с выплатой вознаграждения в РАО. А как уже эти деньги дойдут в нынешних обстоятельствах до правообладателей за границей, никого не волнует. Вот и все! Кроме тех случаев, если правообладатель не пришлет конкретной радиостанции уведомление о том, что запрещает использовать в эфире свое произведение или фонограмму. Но таких прецедентов пока не зафиксировано».

При этом, как объяснил наш визави, для стримингов и других музыкальных платформ, ориентированных на массового потребителя, действуют другие правила, и там действительно могут изыматься произведения и каталоги с рынка страны в целом. Однако «благодаря тому, что московские музыкальные редакторы на радиостанциях по-прежнему очень хорошо ориентируются в музыкальных течениях, современная западная популярная музыка представлена очень хорошо, в целом российский радиоэфир можно признать актуальным на фоне существующих мировых трендов».

Остается только пожелать, чтобы наступивший год позволил всем нам не только сохранить веру в настоящую музыку, но и саму эту музыку…

Искренне ваша, «Звуковая Дорожка».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29196 от 17 января 2024

Заголовок в газете: А музыка звучала…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру