Экспонат, которым уже полгода занимаются специалисты разных направлений, некогда приехал в Москву из Белоруссии. Ранее считалось, что старинный вертепный театр был куплен Алексеем Бахрушиным. Однако последние изыскания вывели исследователей на статью историка-этнографа Николая Виноградова, опубликованную в 1908 году в одном из выпусков «Известий Императорской академии наук». В ней говорится, что кукольный театр «приобрел от Шестакова» вместе с 34 куколками. Точно не известно, как и когда вертепный театр XIX века из Императорской академии наук попал в Бахрушинский музей, зато ясно, что это уникальный экспонат. В будущем он войдет в новую экспозицию, посвященную истокам национального театра России, а пока работа продолжается. Реставрация такого предмета – многоэтапный сложный процесс.
После первичной очистки от пыли и поверхностных загрязнений за дело берется реставратор по дереву. Нужно аккуратно провести частичный демонтаж, чтобы укрепить конструкцию и смонтировать ее заново уже с восстановленными декоративными элементами. Пока один специалист колдует над самим вертепом, реставраторы по текстилю занимаются куклами. Нужно укрепить нити и восполнить утраты на костюмах.
Описание вертепа в упомянутой статье дает возможность реставраторам воссоздать его в подлинном виде. Вертепный ящик состоит из нижней части, где происходило само театральное действие, и верхней, представляющей собой церковную кровлю с куполом. Эксперты выявили, что верхняя часть вертепа была либо сильно переделана, либо совсем утрачена и сделана заново.
– Вертеп много раз чинили. И поскольку внесенные изменения уже являются историей предмета, реставраторы постараются сохранить все детали, – рассказывает заведующая реставрационной мастерской Бахрушинского музея Ольга Головлёва. – Мы надеемся вернуть первозданный вид горизонтальным плоскостям, на которых были закреплены куклы, потому что в процессе предыдущих чинок были перекрыты прорези, которые позволяли передвигать кукол во время представления. Реставраторы по живописи и бумаге подводят реставрационный грунт в местах утрат, удаляют старые подклейки, укрепляют кракелюр и трещины на панелях, восполняют потери в слоях бумаги и фольги. Живопись покроют реставрационным лаком, поскольку старый потемнел.
После восстановления сказочный вертеп родом из позапрошлого века займет важное место в новой экспозиции, а также будет использоваться на мастер-классах для детей.