Наверное самым забавным случаем, подтверждающим насколько успешным стал «Клан Сопрано», стал разговор настоящих мафиози, записанный внедренным в банду агентом ФБР, который находился с гангстерами в одной машине. Дело было в марте 1999 года, когда слава «Клана Сопрано» напоминала всепоглощающее цунами. В ходе беседы о разных разбойничьих делах мафиози вдруг переключились на сериал, один из гангстеров сказал, что в каждом эпизоде узнает какого-то из «наших» и отвесил комплимент актерам. Наверное придумать более ценную рецензию довольно трудно.
Ходят слухи, что среди мафиози всерьез говорили, будто сценаристам помогает кто-то знающий, как все обстоит на самом деле. Но правда гораздо прозаичнее: главный создатель сериала Дэвид Чейз помимо увлечения гангстерскими фильмами ходил в школу с ребятами, папаши которых отправлялись на разборки как в офис, поэтому в весьма юном возрасте впитал весь этот колорит.
Чейз был одним из сценаристов, искренне презиравших телепродукцию, что типично для людей его поколения. Изначально сценарий о мафиози, который ходит к психоаналитику, чтобы проговорить отношения с матерью, создавался с прицелом на полноценное кино, но по совету коллег автор все-таки решил адаптировать его под сериал. Вскоре появился пилотный эпизод, показавшийся продюсерам бесплатных телеканалов не очень перспективным прежде всего из-за весьма сложного, по сериальным меркам того времени, главного героя. Для HBO (там пилот «мариновали» около года) «Клан Сопрано» стал вторым драматическим сериалом после «Тюрьмы Оз», но после премьеры в мире телевидения началась другая эра.
В успехе каждого хита есть удачное стечение обстоятельств. Наверное «Клан Сопрано» вышел в самое удачное для такого проекта время. В конце девяностых гангстерское кино измельчало до проходных комедий, а в телеиндустрии настал момент, когда трансформация многосерийного формата из развлечений для домохозяек в проекты для публики с более сложными запросами казалась неплохой идеей.
«Клан Сопрано» придал сериалу вкус настоящего кинематографа во всем, что касалось картинки, монтажа и неочевидности сценарных ходов. Вместе с этим на телеэкране неожиданно появились герои, которых сложно было делить на плохих и хороших. Тони Сопрано мечется между бандитским брутальным набором и необходимостью быть семьянином. С одной стороны пальба и любовницы, с другой жена и дети-подростки. На работе он грозный Дон, дома — сын властной матери и мужчина средних лет, готовый лечить свою депрессию у психоаналитика. В общем, обычная и многим понятная семья с клубком проблем, но с небольшой особенностью: папаша ходит на работу в преступный клан.
Пилотная серия, которая вызвала у продюсеров сложные чувства, в итоге превратилась в восемьдесят шесть эпизодов, разделенных на шесть сезонов. Образ циника с нежной душой настолько впечатлил, в том числе деятелей индустрии, что ролевая модель Тони Сопрано была явно использована при создании образов главных героев «Доктора Хауса», «Во все тяжкие» и других громких проектов. У сериалов не так часто случается вторая волна популярности, но во время пандемии «Клан Сопрано» смотрели как в первый раз и почти все отмечали: по прошествии десятилетий это выглядит так же круто.
Проекты, породившие такой ажиотаж, часто становятся чем-то вроде космодромов для актерских карьер, однако в случае со звездами «Клана Сопрано» это не очень сработало.
Джеймс Гандольфини (Тони Сопрано)
Мистер Гандольфини из тех, кого можно назвать королем второго плана. После театральных ролей он сыграл в «Настоящей любви», «Одиноких сердцах», «Всей королевской рати» и других» больших кинопроектах. Везде он был не на главных ролях, но его появления на экране трудно забыть. За «Клан Сопрано» Гандольфини получил три «Эмми» и «Золотой глобус». Потом была еще одна главная роль в фильме «Довольно слов» и множество лестных отзывов за нее. Пост-сопрановский период обещал быть для актера весьма насыщенным, однако в 2013 году Гондольфини умер от инфаркта.
Иди Фалко (Кармела Сопрано)
Роль жены Тони Сопрано стала вершиной актерской карьеры Иди Фалко. До «клана» было независимое кино («Закон неизбежности» принес Иде номинацию на локальной премии, «Цена жизни» — награду Американского института киноискусства) и малозаметные роли в сериалах вроде «Закона и порядка», «Убойного отдела». Собрав целый урожай наград за «Клан Сопрано», Фалко решила переключиться на комедии и даже получила номинацию на «Эмми» за ситком «Студия 30». Черная комедия «Сестра Джеки» (2009) принесла Фалко «Эмми». С тех пор в карьере актрисы особых всплесков не происходит. Во второй и третьей части «Аватара» актриса играет генерала «Ардмор».
Джэми-Линн Сиглер (Мэдоу Сопрано)
«Клан Сопрано» стал вторым проектом для актрисы и роль дочери главного героя принесла Джэми-Линн большую популярность. На дальнейшую карьеру очень повлияло состояние здоровье Сиглер. В 2000 году из-за болезни Лама девушку парализовало ниже пояса на несколько дней. Год спустя ей диагностировали рассеянный склероз. Тем не менее, актриса регулярно выходила на съемочную площадку и играла небольшие роли в «Красавцах», «Любви на острове» и других сериалах.
Роберт Айлер (ЭйДжей Сопрано)
Исполнитель роли сына Тони Сопрано впервые появился на экране в клипе Мэрилина Мэнсона на песню Dope Hat. Спустя четыре года он получил роль в «Клане Сопрано», а в 2001 году — условный трехлетний тюремный срок за вооруженное ограбление туристов из Бразилии (ущерб около сорока долларов) и ношение марихуаны. Есть некая ирония в том, что после этих событий актер играл в нескольких сезонах сериала «Закон и порядок». С 2009 года в фильмографии Айлера тишина.
Впрочем, проблемы с законом Роберта Айлера выглядят очень скромно по сравнению с тем, что происходило в жизни Тони Сирико, игравшего в «Клане Сопрано» Поли Галтиери. Прежде чем попасть в кино Тони был настоящим мафиози. Двадцать восемь арестов и целый букет обвинений. Но после роли в знаменитом сериале Тони ведет себя вполне благопристойно.
Доминик Кьянезе (Джуниор Сопрано)
Настоящая легенда эпизода. Сниматься начал в 1964 году, самая свежая отметка в фильмографии — сериал «Деревня» (2019). Между ними «Крестный отец», «Вся президентская рать» и другие фильмы из учебников кино. В свои 92 года Доминик вполне бодр, кроме съемок выступает в кабаре, исполняя итальянские песни.
Лоррейн Бракко (Дженнифер Мелфи)
Психолог, к которому ходит Тони Сопрано, изрядно взволновала мужскую аудиторию сериала. В «Клан Сопрано» Лоррейн попала в ранге весьма известной актрисы. В 1990 году за «Славных парней» Мартина Скорсезе она получила номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». Правда потом были несколько не самых успешных проектов, но роль Дженнифер Мелфи вернула актрису в обойму тех, кому признаются в любви не только зрители, но и критики. Жаль, что ненадолго. После «Клана Сопрано» громких проектов у актрисы не случилось, что не помешало написать ей книгу о саморазвитии.
Стив Ван Зандт (Сильвио Данте)
Наверное Стив — единственный участник «Клано Сопрано», кому по-прежнему рукоплещут стадионы. Ван Зандт — ключевой соратник Брюса Спрингстина по E-Street Band, и весь минувший год музыкант провел в супер-успешном мировом турне. В кино иногда эксплуатируется его приметная внешность (недавно он сыграл певца в «Ирландце» у Скорзезе), и именно харизма могла обеспечить ему роль Тони Сопрано. По крайней мере Дэвид Чейз был только «за», однако продюсеры не захотели отдать главную роль человеку без актерского опыта. Сам Стив на это не обижается.