В храме Христа Спасителя «Троица» заняла место около правого клироса. Вокруг стоят вазы с цветами, близость которых к иконе чревата появлением плесени или грибка. К тому же в перед рождественской службой с иконы сняли профилактические заклейки, с помощью которых реставраторы отслеживают движение досок. Дело в том, что основа шедевра XV века — три соединенные доски, между ними со временем появились зазоры, сами доски «гуляют», из-за чего осыпается красочный слой. Поэтому для хрупкого образа так опасны перевозки: при вибрации зазоры между досками могут увеличиваться. Теперь, без профзаклеек, отследить изменение состояния древнего памятника будет сложнее. И нет уверенности в том, что у реставраторов есть доступ к иконе.
— Два месяца назад я присутствовал на совещании в Министерстве культуры, где реставраторам были даны очень строгие указания. Чувствовался серьезный настрой на сохранение иконы и всестороннее отслеживание ее состояния, например, с помощью 3D-сканирования, — говорит «МК» крупнейший специалист по древнерусскому искусству, доктор искусствоведения Лев Лифшиц. — То есть в Минкульте всё понимают и держат на контроле, а что в головах представителей РПЦ — понятия не имею. Сложно сказать, что сейчас с «Троицей».
Кажется, несмотря на заверения патриарха Кирилла о том, что к вопросу создания особых условий для «Троицы» подойдут с максимальной ответственностью, в РПЦ решили положиться на волю Божью. Риски утрат увеличивает и тот факт, что икону перевозили в сильные морозы, а температурные перепады крайне вредны для хрупкой иконы. В храме ее распаковывали в «полевых условиях», не соответствующих правилам.
Похоже, Минкульт не в силах повлиять на РПЦ. Однако в его «вотчине» — Владимиро-Суздальском музее-заповеднике (музей федерального подчинения) — готовится выставка о «Боголюбской Богородице», история которой резонирует с ситуацией вокруг «Троицы». Образ, созданный по заказу великого князя Андрея Боголюбского в XII веке, в 1990-х годах был передан из музея Владимиро-Суздальской епархии. Эта икона была первой и самой древней из возвращенных церкви. В соглашении о передаче памятника Владимирскому Свято-Успенскому монастырю было оговорено, что храм обеспечит его сохранность и создаст оптимальный для него температурно-влажностный режим. «Боголюбская Богоматерь» выставлялась в климатической капсуле, однако, как потом выяснилась, она не работала.
Служители церкви просто не заметили, когда витрина отключилась, потому как не проверяли. Рядом с «Боголюбской Богоматерью» постоянно находились цветы. В итоге на иконе появилась плесень, которую заметил реставратор Центра Грабаря во время посещения монастыря и забил тревогу. Национальную святыню спасли чудом. Состояние ее было насколько худо, что иконописный шедевр не решились сразу отправить в Реставрационный центр и первые работы проводили на месте вахтовым методом. На «лечение» ушло шесть лет. Благодаря искусствоведам национальная святыня, находившаяся на гране гибели, была обретена вновь. Эта история должна была бы стать уроком. Но, кажется, в РПЦ о ней теперь позабыли. Самое время вспомнить.