Драма Леонида Андреева, опубликованная в 1908 году, которую ставили еще в Театре Корша и продолжают ставить по сей день, считается автобиографической. Ее герой студент Глуховцев - чуть ли не сам Леонид Андреев. В новом прочтении это почти комедия, если бы не неожиданный финал, не такой, как в первоисточнике.
Действие пьесы происходит в Москве в 90-е годы XIX века. Герои – студенты, курсистки. Влюбленная молодая пара – Глуховцев и его избранница Ольга Николаевна - любуется Москвой с высоты Воробьевых гор. И так им хорошо, и ничто не предвещает беды. На солнце поблескивает воображаемый купол Храма Спасителя. Ольга – трепетная, чувствительная барышня. Она боится товарищей Глуховцева. Студенты любят пиво, не прочь выпить водки, а Оленьку пьяные пугают.
Казалось бы, что смешного в том, что студент полюбил искреннюю и чистую барышню, оказавшуюся содержанкой, а ее мать выбору дочери не рада. У нее есть на примете кое-кто с деньгами и положением. Дочь она продает состоятельным мужчинам. Тем не менее, смешно. Как можно всерьез произносить теперь такие реплики: «Я прошу тебя, женщина, как бы тебя не звали, люби моего Колю». Николаю Глуховцеву в исполнении Никиты Языкова тесно в небольшом пространстве «Практики» - такой он богатырь. Вид у него наивно-глуповатый, чем не Иванушка-дурачок. На щеках Ольги Николаевны румянец как красные яблоки. И И разговаривают они восторженно и пафосно. И тут предполагаемый жанр дает крен. Режиссер Арсений Мещеряков использует, казалось бы, уже апробированные на постановках пьес Леонида Андреева приемы, а результат неожиданный.
Пространство – условное. Плоские и безжизненные деревья напоминают сказочный лес. В таком только утренник для детей играть. За сценографию, костюмы и грим, который здесь задает тон, отвечают Анна Гребенникова и Екатерина Эрдэни. Актеры словно обсыпаны мелом. Их лица основательно набелены. Теперь такая тенденция пошла, всплывающая там, где надо и не надо. Молодые актеры сами меняют декорации, как обычно бывает в театральных школах. Никто пока не забронзовел. Все пылкие и страстные, и это главный плюс студенческого спектакля.
Арсений Мещеряков - ученик Андрея Могучего, окончил Российский институт сценических искусств, но прежде учился в Московской школе нового кино у Артура Аристакисяна. Чаще бывает наоборот - из театра уходят в кино. Арсений работал в БДТ, ставил в волковском театре в Ярославле.
В «Днях нашей жизни» он особое внимание уделяет пластике героев. Каждый жест, каждый взгляд тут несовместимы с жизнью. Персонажи существуют как в замедленной съемке, а пара влюбленных, словно явилась из лубка. Жизнь человека - вызывающе театральная, карикатурная. Герои тараторят, как будто не успеют сказать что-то важное, кривляются на грани клоунады, того гляди какой-нибудь джокер даст о себе знать. Так и случится.
Руководители театра декларируют: «Выпуская «Дни нашей жизни», театр «Практика» поддерживает молодых артистов и открывает новые имена». Так и есть, но большинство выпускников мастерской Брусникиной и Щедрина разобрали по столичным театрам. Брусникинцы» - это уже бренд. К ним присматриваются, на их спектакли ходят, и они оправдывают аванс доверия. Но в больших театрах серьезных ролей еще надо дождаться, хотя кто-то их уже получил. В «Практике» есть шанс сделать то, что может быть непозволительно на академической сцене.
Ольгу Николаевну сыграла Маргарита Якимова – выпускница мастерской Брусникиной и Щедрина 2023 года, ныне актриса МХТ им. Чехова, занятая там в нескольких спектаклях. Она играет Любашу в «Полярной болезни» в постановке Марины Брусникиной, Лизоньку в бенефисном для Станислава Любшина спектакле «Третий звонок, господа!».
Никита Языков, сыгравший Николая Глуховцева, - с того же курса, принят в труппу Московского театра им. Вл. Маяковского, только что сыграл там Генриха в «Другой сказке» у Сергея Урсуляка, снимался сериале «Эпидемия».
Очень смешной Онуфрий у Ильи Козырева – с нарисованными усами, в перманентном подпитии. Можно порадоваться – у нас появился отличный комедийный актер. Он тоже играет на сцене МХТ в «Деревне дураков» Марины Брусникиной, а в Театре на Малой Бронной в «Веронике» Константина Богомолова.
Забавная и нелепая, похожая на Неваляшку Зинаида Васильевна у Алины Рачковской, уже получающей главные роли в кино.
Ульяна Михайлова и Александра Шнырева поочередно играют Анну Ивановну в «Днях нашей жизни», сменяют друг друга в «Вишневом саде» в Театре на Таганке в роли Ани. Немного в иной, полудекадентской манере работает София Петрова, играющая мать Ольги Николаевны. Лица актрисы почти не разглядеть в полутьме интерьеров, но она многое может сказать изгибом рук и плеч, интонацией.
Текст смешной, финал – трагический. Узел неразрешимых проблем разрубит случайный человек – Григорий Миронов (Арсений Касперович). Вынет пистолет и готово. Все умерли в один день. Влюбленные об этом мечтали.