«Дни нашей жизни» Леонида Андреева в «Практике»: все умерли в один день

«Брусникинцы» со студенческой сцены перешли в профессиональный театр: новая версия популярного спектакля

В театре «Практика» - премьера «Дней нашей жизни» по пьесе Леонида Андреева. Это новая версия популярного спектакля, поставленного на курсе Марины Брусникиной и Сергея Щедрина в Школе-студии МХАТ. Молодые актеры уже разлетелись по разным театрам, но продолжают собираться вместе в небольшом подвальном пространстве и играть студенческий спектакль в постановке Арсения Мещерякова.

«Брусникинцы» со студенческой сцены перешли в профессиональный театр: новая версия популярного спектакля

Драма Леонида Андреева, опубликованная в 1908 году, которую ставили еще  в Театре Корша и продолжают ставить по сей день, считается автобиографической. Ее герой студент Глуховцев - чуть ли не сам Леонид Андреев. В новом прочтении это почти комедия, если бы не неожиданный финал, не такой, как в первоисточнике.  

Действие пьесы происходит в Москве в 90-е годы XIX  века. Герои – студенты, курсистки. Влюбленная молодая пара – Глуховцев и его избранница Ольга Николаевна  - любуется Москвой с высоты Воробьевых гор. И так им хорошо, и ничто не предвещает беды. На солнце поблескивает воображаемый купол Храма Спасителя. Ольга – трепетная, чувствительная барышня. Она боится товарищей Глуховцева. Студенты любят пиво, не прочь выпить водки, а Оленьку  пьяные пугают. 

Казалось бы, что смешного в том, что студент полюбил искреннюю и чистую барышню, оказавшуюся содержанкой, а ее мать выбору дочери не рада. У нее есть на примете кое-кто с деньгами и положением. Дочь она продает состоятельным мужчинам. Тем не менее, смешно. Как можно всерьез произносить теперь такие реплики:  «Я прошу тебя, женщина, как бы тебя не звали, люби моего Колю».  Николаю Глуховцеву в исполнении Никиты Языкова тесно в небольшом пространстве «Практики» - такой он богатырь. Вид у него наивно-глуповатый, чем не Иванушка-дурачок. На щеках Ольги Николаевны румянец как красные яблоки. И  И разговаривают они восторженно и пафосно. И тут предполагаемый жанр дает крен. Режиссер Арсений Мещеряков использует, казалось бы, уже апробированные на постановках пьес Леонида Андреева приемы, а результат  неожиданный. 

Пространство – условное. Плоские и безжизненные деревья напоминают  сказочный лес. В таком только утренник для детей играть. За сценографию, костюмы и грим, который здесь задает тон, отвечают  Анна Гребенникова и Екатерина Эрдэни. Актеры словно обсыпаны мелом. Их лица основательно набелены. Теперь такая тенденция пошла, всплывающая там, где надо и не надо. Молодые актеры сами меняют декорации,  как  обычно бывает в театральных школах. Никто пока не забронзовел. Все пылкие и страстные, и это главный плюс студенческого спектакля.  

Арсений Мещеряков - ученик Андрея Могучего, окончил Российский институт сценических искусств, но прежде учился в Московской школе нового кино у Артура Аристакисяна. Чаще бывает наоборот - из театра уходят в кино.  Арсений работал  в БДТ, ставил в волковском театре в Ярославле.  

В «Днях нашей жизни» он особое внимание уделяет пластике героев. Каждый  жест, каждый взгляд тут несовместимы с жизнью. Персонажи существуют как в замедленной съемке, а пара влюбленных, словно явилась из лубка.  Жизнь человека - вызывающе театральная, карикатурная. Герои тараторят, как будто не успеют сказать что-то важное, кривляются на грани клоунады, того гляди какой-нибудь джокер даст о себе знать. Так и случится. 

Руководители театра декларируют: «Выпуская «Дни нашей жизни», театр «Практика» поддерживает молодых артистов и открывает новые имена». Так и есть, но большинство выпускников мастерской Брусникиной и Щедрина разобрали по столичным театрам. Брусникинцы» - это уже бренд. К ним присматриваются, на их спектакли ходят, и они оправдывают аванс доверия. Но в больших театрах серьезных ролей еще надо дождаться, хотя кто-то их уже получил. В «Практике» есть шанс сделать то, что может быть непозволительно на академической сцене. 

Ольгу Николаевну сыграла Маргарита Якимова – выпускница мастерской Брусникиной и Щедрина 2023 года,  ныне актриса МХТ им. Чехова, занятая там в нескольких спектаклях. Она  играет Любашу в «Полярной болезни» в постановке Марины Брусникиной, Лизоньку в бенефисном для Станислава Любшина спектакле «Третий звонок, господа!». 

Никита Языков, сыгравший Николая Глуховцева, - с того же курса,  принят в труппу Московского театра им. Вл. Маяковского, только что сыграл там Генриха в  «Другой сказке» у Сергея Урсуляка, снимался сериале «Эпидемия». 

Очень смешной Онуфрий у Ильи Козырева – с нарисованными усами, в перманентном подпитии. Можно порадоваться – у нас появился отличный комедийный актер. Он тоже играет на сцене МХТ в «Деревне дураков» Марины Брусникиной, а в Театре на Малой Бронной в «Веронике» Константина Богомолова.

Забавная и нелепая, похожая на Неваляшку Зинаида Васильевна у Алины Рачковской, уже получающей главные роли в кино.

Ульяна Михайлова и Александра Шнырева поочередно играют Анну Ивановну в «Днях нашей жизни», сменяют друг друга в «Вишневом саде» в Театре на Таганке  в роли Ани. Немного в иной, полудекадентской манере работает София Петрова, играющая  мать Ольги Николаевны. Лица актрисы почти не разглядеть в полутьме интерьеров, но она  многое может сказать  изгибом  рук и плеч, интонацией. 

Текст смешной, финал – трагический. Узел неразрешимых проблем разрубит  случайный человек – Григорий Миронов (Арсений  Касперович). Вынет пистолет и готово.  Все умерли в один день. Влюбленные об этом мечтали.  

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру