Если кратко, получается расклад такой: «Современник» с 90-летием Галины Волчек - полный провал, классическая двойка в школьном дневнике. После возмущения театральной общественности, причём среди представителей разных поколений, хорошо знавших главную «современницу», возмущения зрителей, любивших ее спектакли и ее артистов, а также после статьи в «МК» и не исключу - звонка сверху, бездарное зрелище под названием «Галя. Волшебная сказка» сняли с афиши без всякой надежды вернуться в неё. Как говорится, посмотрели и забыли как страшный сон. Но осадочек остался.
МХТ им. Чехова к 125 летию тоже отметился специально созданным спектаклем по специально написанной пьесе, в оценках которых мнения разошлись. Если одни (профессионалы и зрители) поставили условно хорошо, то другие - категорическое «удовлетворительно». То есть трояк. Спектакль «9 ряд, 10,11 место», скажем честно, спасла декорация (художник Николай Симонов), проекцией повторившая на сцене зрительный зал. - один в один только пустой. А также игра артистов, в большей степени старшего поколения - Натальи Тенякова и особенно Станислава Любшина. Глядя на мхатовского корифея возникало сомнение такого рода: «А действительно ему 91 будет?». Так лёгок он и в движениях своих и азарте не по годам. Но… это Любшин, и он такой один.
Завершил юбилейный марафон МХАТ им. Горького. С празднованием задержали по причине ремонта сцены, механизации, обновления звукового и светового оборудования. Что и было явлено публике, пришедшей на юбилей, объявленный как «Звездное гала». Режиссером его выступил сам Гендиректор театра Владимир Кехман, что поначалу озадачивало. Ведь в Питере, Новосибирске, а теперь и в Первопрестольной все хорошо усвоили, что Кехман В. А это: ремонт в рекордные сроки, стильный дизайн, буфеты, туалеты - всегда на высшем уровне. Но представленная им ГАЛА доказала, что не зря менеджер всея Руси получал в ГИТИСе режиссёрский диплом.
Не изобретая «велосипед» про Художественный театр с его могучей, полной драматизма историей, Кехман пошёл вроде бы традиционным путём - собрал высшей пробы гала, аскетично, но с большим вкусом оформив ее. Только четыре жесткие кулисы с каждой стороны сцены да задник работали у него декорацией, на которую шла проекция - в основном цветовая или с элементами исторической сценографии, чтобы фокус оставался только на тех, кто выходил в тот вечер на мхатовскую сцену.
А выходили - только первые имена, примы и премьеры отечественного балетного и оперного искусства из Большого, Мариинского, Михайловского театров. НОВАТ представлял детский хор. Имперский размах и позиционирование МХАТА Горького как имперского театра подчеркнул Гимн России, который прозвучал в самом начале. Хору Михайловского и детского из НОВАТа подпевал зал, где были в том числе государственные мужи и мужи от бизнеса.
Никаких ведущих, ни одного проходного номера, никаких речей о значении и величии прошлого, пауз. Прошлое 100 летней давности прозвучало лишь раз в первом акте столь неожиданно и лично, что зал ахнул. Оперный хор на фоне документальных кадров того самого МХТ (Станиславский, Немирович, первые их актёры) исполнил письмо 1908 года Константину Станиславскому - слова и музыка Рахманинова. Неужели постановщик не продлит свою режиссёрскую находку? - подумала я. Но ни в первом, ни в начале второго отделения возврата к прошлому не было.
Было настоящее - гордость балета, оперы и драмы. Последняя, как младшая сестра, была представлена двумя фрагментами из самой успешной постановки МХАТА - «Женщины Есенина». Надо сказать, что эта поэтически-драматическая ремарка весьма вписалась в балетно-оперную Гала и деликатно встала рядом с «Кармен-сюитой» – Светлана Захарова и Артемий Беляков (Большой театр), Русским танцем из «Лебединого озёра» - Приска Цайзель, Молитвой из оперы «Сельская честь» – Олеся Петрова и хор Михайловского театра, фантастическим Адажио из балета «Парк» – Екатерина Кондаурова и Константин Зверев (Мариинский театр), Баркаролой из оперы «Сказки Гофмана» (Светлана Москаленко и Олеся Петрова) и другими - всего 20 номеров, не считая бисов.
Когда Гала пошла на коду, вдруг опустился экран и возникла Татьяна Доронина - роскошная красавица в лучшую свою пору на фоне пустого мхатовской зала. Она гордо смотрела в упор на сегодняшнего, нового зрителя своего театра и спрашивала: «Любите ли вы театр?…».
Ария Калафа Nessun dorma из оперы «Турандот» в исполнении Ивана Гынгазова («Геликон-опера»), хора Михайловского театра и детского хора НОВАТа завершала ГАЛА. Второй финал - «Застольная из «Травиаты» - добавила излишнего «масла» в юбилейной «блюдо» и повлияла на оценку происходящего: если не пятёрку, то твёрдую четвёрку с плюсом заслужил МХАТ им. Горького, в юбилейной гонке обошедший всех.