"Сожрали страну": так ли вреден сериал "Слово пацана" для молодежи

Кино о молодежных бандах требуют запретить

В ситуации, когда люди, обремененные общественным положением, с весьма высоких трибун призывают запретить сериал «Слово Пацана. Кровь на асфальте», рассуждения о качестве продукта лишние. Проект уже слишком популярен для того, чтобы расписывать плюсы и минусы. Но сама дискуссия о дурном примере для молодежи выглядит довольно странно.

Кино о молодежных бандах требуют запретить

Нужно признать, что фон, на котором обсуждается сериал, в итоге вышел совсем невеселым. На днях стало известно об убийстве школьника в Иркутске, и это преступление сначала связали с популярностью «Слова пацана» среди подростков. Правда, довольно быстро выяснилось, что подобная связь не больше чем фантазия, но любители громких заголовков успели получить свои минуты славы.

Если вернуться к самому сериалу, то режиссер Жора Крыжовников превратил его в забористый коктейль из массы ингредиентов. Здесь и старательная стилизация под советские классические фильмы о трудных подростках вроде «Пацанов» Динары Асановой или «Плюмбума» Вадима Абдрашитова, и почти документальное воспроизведение некоторых событий, и полное отсутствие сантиментов и ностальгии, от которых захлебываются многие исторические проекты.

Режиссер, безусловно, угадал с кастингом и свежими лицами, но явно не жонглирует интересными киноприемами. На мрачный мир зуботычин, культа силы и жутких интерьеров совсем неприятно смотреть, однако бодрое развитие сюжета не всем позволяет обращать на эти «неприятности» пристальное внимание. На фоне «Звоните ДиКаприо», который иногда небезосновательно называют одним из самых сильных режиссерских высказываний Жоры Крыжовникова, «Слово пацана» сериал средненький, но именно он лишил покоя людей разного возраста и социального положения.

Примечательно, что в прошлом году в стримингах с успехом прошел сериал «Юззз» о ростовских криминальных разборках и никто не призывал его запретить. Хотя разбойники там фактурные, а взросление главного героя в гангстерских декорациях выглядело и романтично, и драматично. Но, видимо, это был слишком кинематографичный продукт, чтобы пойти в народ. А «Слово пацана» неожиданно стал народным. Дети снимают видео под лихо собранный саундтрек, в Сети уже полно косплея главных героев, ходят слухи о реконструкции массовых сцен сериальных драк.

Когда нечто похожее случилось на волне истерии по «Игре в кальмара», то появилась надежда, будто телепотребители у нас уже подросли, чтобы фанатеть по весьма эстетскому да еще и корейскому сериалу. Но свое, родное в итоге оказалось ближе и понятнее, причем настолько, что публика, мнящая себя блюстителями общественных нравов, забила тревогу. Опомнились они, правда, поздновато.

Расставлять акценты и разглагольствовать о вредном влиянии бандитских сериалов на молодежь следовало, наверное, лет двадцать назад, когда вышла «Бригада». Но тогда почти все, возможно, включая тех, кто сегодня призывает запретить «Слово пацана», были в невероятном восторге. Кто-то даже всерьез говорил о том, что приключения Саши Белого и его пацанов — это чуть ли не классика, «Однажды в Америке» про нас, хотя в размышлениях игравшего в этой «классике» Павла Майкова о большом вреде «Бригады» и других фильмов и сериалов, выросших из этого проекта, здравого смысла гораздо больше.

За минувшие с момента выхода «Бригады» два десятилетия бандитский жанр стал здесь весьма успешным, и проектов, плохих и не очень, с подобным сюжетом снято великое множество. Могут они вдохновить молодых людей, их посмотревших, на соответствующий выбор жизненного пути? Наверное, статистики на этот счет пока маловато. С большей уверенностью можно говорить о том, что ничего нового эти фильмы не сообщают.

В «Слове пацана» весьма фактурно показаны люди, которые имеют шансы пройти путь от отжимания карманных денег у школьников до автомобилей с мигалками. Косноязычные рассуждения о правилах жизни героев сериала отлично сочетаются с пацанскими законами, которых было принято в изобилии.

Так называемый «казанский феномен» (многочисленные молодежные банды со своей иерархией, образовавшиеся в городе на рубеже семидесятых–восьмидесятых годов) — весьма эффектная иллюстрация лицемерия, двуличия, безнаказанности и бесправия. Они-то во многом и сожрали страну, по которой сейчас модно ностальгировать. Но если в сериале о малолетних бандитах авторы могут вывести какую-то мораль, задаться важными вопросами и даже попытаться разграничить добро и зло, то в жизни царствуют демагогия, невыученные уроки и традиционный призыв что-нибудь запретить. И это куда страшнее средненького сериала.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29172 от 6 декабря 2023

Заголовок в газете: Пацан сказал, режиссер сделал

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру