Стало понятно, как будет выглядеть независимая рок-сцена завтра: три главных тренда

Попытка разглядеть будущее во мраке

Когда смотришь и слушаешь молодые инди-группы, интересно не то, насколько качественно, не сыро или слаженно они звучат, а какие за всем этим потоком юношеского авангарда можно разглядеть и расслышать тенденции будущего развития новорожденных групп. Этим обычно и принято заниматься на фестивале «Индюшата», прошедшем на прошлой неделе в Москве, — попыткой разглядеть будущее во мраке неясного и еще не сформировавшегося толком настоящего.

Попытка разглядеть будущее во мраке
UGLI — обладатели Гран-при. Фото: пресс-служба фестиваля

Год назад одной из самых отрадных тенденций инди-музыки виделась ориентация на хорошие тексты. Интересно, что в этом году данная тенденция прослеживается практически у всех групп, заслуживающих упоминания в обзоре самых актуальных инди-трендов 2023 года.

Первая тенденция — мода на качественные тексты

Независимые группы в массе своей перестали петь на английском, теперь им нечего скрывать и стесняться в своих стихах, они хотят быть услышанными и хотят, чтобы им подпевали. До этого, может, и далеко, но слушать их теперь не стыдно, и это уже позитив.

Например, группа «вб» из Калуги уложила всех на лопатки своими ироничными текстами в духе «Звуков Му». Группа издает качественный фолк-рок и рождает текстовый поток типа: «Что ни возьму — все валится из рук/ во всех делах — паутина/ но я не человек-паук/… и однажды мне сказали, что я — человек-косяк/ Мне однажды рассказали/ я однажды догадался». Публика была в легком шоке от соединения странной музыки с не менее странными стихами, но отзывалась в основном позитивно. Единственный минус — эта группа, как и множество новых коллективов, абсолютно неуловима на просторах Сети.

Вторая тенденция — театральность

Победители фестиваля — питерская группа UGLI — ярким образом олицетворяют актерство у микрофона на рок-сцене. Теперь многим группам важно не просто петь и играть, но и показывать на сцене какой-нибудь спектакль, что-нибудь разыгрывать. Этакий театр песни. Возможно, модное веяние пошло от таких мастодонтов инди-сцены, как Shortparis и The Hatters, хотя корнями оно уходит, конечно, в гораздо более далекое и легендарное эстрадное прошлое.

У солистки группы Дарьи Трушек четыре года назад была довольно симпатичная поп-группа «Труш», перу которой принадлежала сатирическая песня с рефреном: «Ну почему же ты гей? Зачем, природа, ты уводишь в эту степь самых лучших людей?». Группа засветилась на популярном телешоу, и ее немного даже знала публика. Но, как это слишком часто бывает, что-то пошло не так, проект прекратился и возобновился в новом названии, со вторым солистом Андреем Чубисом и в новом, более агрессивном и смелом, стиле. Они начинают восхождение заново, правда, пока лучше звучат в записи, чем смотрятся на сцене. Несмотря на экспрессивные костюмы, в которые наряжается парочка, сценические движения еще не отрепетированы, двигаться в унисон выходит с трудом, точнее — вообще не выходит. Парой эти двое выглядят только на фото, а в жизни Даша и Андрей стоят друг от друга слишком далеко.

Еще один наглый и амбициозный театрализованный коллектив — Copper Mount из Екатеринбурга. Многолюдный по современным меркам — из пяти человек, выдающий арт-рок с налетом декаданса и кабаре начала ХХ века. Здесь также большое внимание на тексты и смыслы. Любителям черного юмора может зайти мрачный припев: «Заживо замужем, на палец насажено свидетельство, что ты теперь мой»… Нуарная ирония напоминает эстетику ужастика Тима Бертона «Труп невесты». Особенное внимание уделено костюмам в черно-белую полоску (о тренде на полоску, которому поддались даже Филипп Киркоров с Михаилом Шуфутинским, «ЗД» писала на прошлой неделе) и жирному макияжу независимо от пола. Концепт пока довлеет над качеством реализации, как и у большинства других групп.

Питерский Anderwill со вторым местом больше других похож на классический ансамбль, театральность читается в общей стилизации под ВИА 70-х, но не столько советского, сколько западного образца. Этакие настоящие дети цветов с нарочито радостными песнями «Солнце», «Луна» и все в таком духе про то, как они бегают по лужам, едят попкорн и обнимаются.

«Принцесса Павлин» из Краснодара завлекает свидетелей своих выступлений в розовую латексную космическую одиссею. Участники коллектива (особенно солистка, регулярно забывающая надеть юбку на сцену) привлекают внимание невообразимым сиянием космических одежд. Так, что публике становится наплевать на музыку и тексты, перед созерцанием подобной лепоты все остальное меркнет. Кто-то даже сравнил девушку с Леди Гагой, но не стоит забывать, что у нас есть своя космодива — несравненная Жанна Агузарова, на которую это похоже намного больше. Только Жанна, погружаясь в мишуру, не забывает о качестве песенного материала.

Третья тенденция — минимализм

То ли от того, что маленькие коллективы перевозить по стране проще и дешевле, то ли под влиянием общей тяги к «ламповому» звучанию, которое дает немноголюдная акустика, но теперь в моде — обходиться минимумом музыкальных инструментов.

«Две Тревожности» — группа из Уфы со своей историей и уникальным характером, поддерживает этот «ламповый» тренд. Она состоит всего из двух участников: «батя-рокер» Максим Шкель и «дочь — чайный панк» Наташа Шкель, как представляются сами музыканты. Максим известен любителям уфимского рока по группе «Нечто» из нулевых, но теперь его друзья по рок-н-роллу обзавелись семьями и проблемами другого масштаба. А из Максима дух рок-н-ролла невышибаем, и тут еще дочь повзрослела и тоже заявила о своей любви к музыке. Теперь гастролируют семейным дуэтом: отец — на гитаре, дочь — на клавишах, и оба — на вокале.

Показательная история про то, как одни рокеры порождают других рокеров, и в итоге они вместе влипают во всевозможные «тревожные» приключения жизни. Название коллектива тоже дано не просто так: Наташа совершенно серьезно учится на психолога и не без улыбки пытается во всем разобраться, в том числе как теперь совмещать гастроли и учебу в университете...

Группа имеет концепт, неповторимую харизму и настоящий голос, потому что образ художественный никак не отходит от образа реального. Музыканты не строят из себя других людей и ни в кого не играют, на сцене они совершенно такие же, как в жизни. Это подкупает. Кроме юмористических музыкальных шуток — перепалок в стиле «Эх, Максимка» или «Сепарация», в которых звучит вечный конфликт отцов и детей, у дуэта есть серьезные лирические и даже легкие философские очерки типа «Я люблю это время и место». В итоге группе досталось третье место и любовь публики.

Еще один минималистичный коллектив, на который увлекательно и смотреть, и слушать, — «внимание брусника!» из Екатеринбурга. Группа считается одной из самых популярных на инди-сцене на данный момент, но на самом деле она представляет целый фланг подобных групп («Истома», «Меня Зовут Маша», «Макодзеба») с красивыми солистками, нежными голосами и историями про гордость, треснувшую любовь, рассветы-закаты, облупившийся лак, теплый свитер и старые кеды — все, что девочки так любят… Возглавляет этот тренд Женя Любич и Princesse Аngine (хотя местами «Принцесса Ангина» звучит очень богато за счет обилия струнных инструментов), но в последний год фланг этот особенно расширился и пополнился новыми именами.

В группе «внимание брусника!» все крутится вокруг солистки и автора всех песен 19-летней Софии Шульц. В серых уральских буднях Екатеринбург как главный бизнес- и арт-центр Урала просто обязан был родить из своих мрачных горных недр нечто нежное для отдыха души, радости глаз и расслабления ушей. «Брусника» Соня действительно умиляет и способна растопить своим огнем любой айсберг в океане. Девушка широко улыбается и под совсем негрустную музыку поет печальные тексты. Так и встают перед глазами популярные в Интернете фотографии сияющих улыбок Мэрилин Монро, Курта Кобейна, Эми Уайнхаус, Уитни Хьюстон с подписью: «Как на самом деле выглядит депрессия».

Минималистичный звук: негромкий голос, гитара, клавиши, мягкие ударные — главная черта шепчущих девичьих групп. Они передают не столько смыслы, сколько состояния: ожидания чуда, разочарования, желания уюта, комфортного одиночества, запах ванильного рафа, простой, обычной жизни.

«Брысь» еще одна группа данного «тренда» из Санкт-Петербурга, в составе всего три участника: солистка Вика Завгородняя, басист Аркадий Романов и гитарист Илья Михальцов. Все втроем они выступают в черных одеждах, как и питерская же группа «Черчиль», которая так и не смогла толком показать, на что способна, из-за роковых (с ударением на «ы») неполадок с аппаратурой.

Мода на черный — еще одна общая «фишка» начинающих. Но в этом году это не просто черный, а прямо такая мощная боль души, охваченной экзистенциальным мраком, природа мрачности той же группы «Брысь» или «брусники» не акцентируется — просто данность. Но, несмотря на нуар, трио наполняет зал особенной химией, которая может вдруг околдовать неподготовленную к такому повороту наивную публику. Депрессивные состояния — обычное дело для творческого человека, но как-то многовато их в этом году в инди-роке. Не хочется формировать всеобщую грусть в четвертую тенденцию, поэтому остановимся на трех: тексты, театр, минимализм.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29167 от 29 ноября 2023

Заголовок в газете: Три главных инди-тренда-2023

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру