— Владимир Абрамович, ремонт в театре на Тверском шел семь месяцев. МХАТ наконец полностью отремонтирован?
— Полностью наконец мы доделали зрительный зал. На первом ярусе, откуда всегда было ужасно видно, теперь новые кресла — их чуть меньше 200, очень удобные, с прекрасным обзором, мы называем их тронами. А в общей сложности в зале теперь 1135 мест.
По словам гендиректора, полностью заменен планшет сцены, появились новые звук и свет. Ровно через месяц будет сделана нижняя механизация сцены. На двух этажах (мужском и женском) появятся новые гримерки, служебная столовая, и до неузнаваемости изменится служебный вход.
— Все эти работы мы закончим к 27 декабря. Именно в этот день мы будем праздновать 125-летие МХАТа. Многие театры и друзья, связанные или с театром, или со мной лично, придут нас поздравить.
— А коллеги из Камергерского, из МХТ Чехова, собираются?
— Они отказались. Да мы вместе с ними и праздновали бы 125-летие, если бы Хабенский не отказался. Ведь еще год назад мы серьезно обсуждали идею, чтоб два МХАТа вместе наконец встретились…
— Красивая, между прочим, могла бы получиться история.
— Конечно. Более того, мы думали подготовить совместный спектакль, пьесу хотели написать, и режиссер вроде был найден. Думали начинать играть спектакль в МХТ Чехова, а заканчивать во МХАТе Горького — вот такая была интересная идея, но Хабенский отказался.
Если МХТ в Камергерском в конце октября отметил 125-летие специально созданным по случаю спектаклем «9 ряд, 10, 11 место», за который получил весьма противоречивые отзывы, то МХАТ на Тверском откроется классикой, легендой — «Три сестры». Один из основателей Художественного театра, Владимир Иванович Немирович-Данченко в 1940 году сделал вторую редакцию чеховской пьесы. И с того времени постановка во МХАТе прошла 1107 раз. Восстановлением спектакля-легенды занимается актер и режиссер Сергей Десницкий, который в свое время играл в «Трех сестрах», причем в разные годы — разные роли. На мхатовскую сцену он выходил и Тузенбахом, и Вершининым, и Солёным.
Как рассказывают старожилы МХАТа, Сергей Глебович обладает уникальным даром: ему пятнадцати минут было достаточно, чтобы, несколько раз просмотрев текст роли, запомнить его. Поэтому можно не сомневаться, что все мизансцены будут повторены безупречно. Но в любом восстановлении, даже если из самых лучших побуждений следовать букве оригинала, таится опасность превратить постановку в музей. Добротный, высококачественный, но музей.
Тем более, что с «Тремя сестрами» именно во МХАТе Горького уже произошло нечто подобное, когда предыдущий худрук выпустил редакцию Немировича-Данченко, но никаким событием это не стало. А между тем сам Немирович-Данченко, приступая к работе, писал: «Любую пьесу Чехова каждый раз надо ставить заново. Надо подойти к ней с нашими сегодняшними глазами и чувствами. А не глазами хорошего музея». Сейчас под этим лозунгом МХАТ и выпускает своих «Сестер».
— Я видел репетиции: Сергей Глебович Десницкий все блистательно делает, я им очень доволен, — говорит Владимир Кехман. — Декорации Владимира Дмитриева тоже исторические. Но не надо забывать, что тот спектакль Немирович-Данченко делал для сцены в Камергерском, а она в два раза меньше, чем здесь, поэтому Вячеслав Окунев, как истинный Мастер, масштабировал дмитриевские декорации для нашей сцены. И костюмы в исполнении Елены Зыковой восстановлены по оригинальным эскизам.
Сестер в обновленной редакции играют Вера Десницкая (Ольга), Наталья Медведева (Маша) и Валентина Стойилкович (Ирина). Последняя — выпускница Щукинского театрального института, сербка по национальности, говорит с легким акцентом. Так что фраза «В Москву, в Москву», произнесенная ее Ириной, сегодня, согласитесь, приобретает несколько иное звучание.
Не пройдет и месяца после премьеры, и МХАТ будет отмечать 125 лет со дня рождения. Интересуюсь у Владимира Кехмана: «Ожидается ли на юбилее Татьяна Доронина?»
— Татьяна Васильевна обещала 26 декабря приехать на празднование своего 90-летия. В честь нее мы даем «Вассу Железнову», ее знаменитый спектакль (напомню, что «Васса Железнова» был последним спектаклем, который на сцене МХАТа сыграла Татьяна Васильевна Доронина и покинула его в знак несогласия с прежним руководством. — М.Р.)
— С тех пор, как вы возглавляете театр, я слышала не раз, что Татьяна Васильевна вот-вот приедет, но, к сожалению, все ограничивалось видеосвязью с частью коллектива.
— Будет сделана еще одна попытка.
— Вы с ней держите связь? Что можно сегодня сказать о ее состоянии?
— Постоянно на связи. Правда, сейчас я был сильно занят проведением культурного форума. Скоро поеду к ней в гости. Состояние ее прекрасное. Живет она в том же геронтологическом центре, куда из Барвихи переехала год назад. Обещала встретиться с нашим главным режиссером Галиной Полищук. Я хочу, чтобы она ее благословила.