В главном штабе Эрмитажа, где и проходит Форум, очень трудно распределиться — по времени одна дискуссия накладывается на другую, а везде хочется успеть. Первую — «Общая сцена: сотрудничество театров как символ объединения мировых культур» — открывает министр культуры Ольга Любимова. Ее деловое краткое вступительное слово — и понеслось: худрук Театра Наций Евгений Миронов, как заправский модератор, отбирает хлеб у официального модератора дискуссии Марины Юденич, забрасывает вопросами китайских и японских коллег: насколько у них популярна советская и российская литература? Что ставят?
Те отвечают: ставят много — и от информационного контента сразу переходят к художественному, не сговариваясь прибегая к образу почему-то чеховского Лопахина, который, как известно, прикупил вишневый сад.
Японский режиссер Миура Мотои — руководитель, театральная компания Chiten — рассказывает о своем способе играть Чехова. «Наш театр называется «Точка», и про нас говорят, что мы говорим точечно, то есть так расставляем ритм, что язык звучит как иностранный».
А Евгений Миронов сообщает, что и японский, и китайский режиссеры будут ставить в его театре спектакли. Посмотрим, как русский станет иностранным. Запомнился режиссер, художественный руководитель театра Joburg theatre из ЮАР Джеймс Нгкобо тем, что так заразительно и темпераментно рассказывал о своем огромном театральном центре в Йоханнесбурге, что Миронов, уловив секундную паузу в его яркой речи, заметил: «Теперь я знаю, как играть Отелло».
Красный зал оккупировали киношники, развернувшие дискуссию о кино будущего. Рулили Эрнст и Бондарчук, хотя модерировал киносходку режиссер, теперь больше всех знающий о космосе, — Клим Шепенко. Константин Эрнст, взяв слово, предложил в космос первыми отправить художников, но при этом расценивая орбиту не как ссылку для творцов, а исключительно как метафору. Глава первого федерального канала, рассуждая о съемках кино про космос и будущее, в частности, сказал:
— Мир сейчас находится в состоянии флаттера (состояние неустойчивости, дрожания). Процесс этот закономерный — меняются центры силы. Но из флаттера рано или поздно все уходят, уточнив не только экономический, но прежде всего идеологический базис. В свое время именно кино вытащило Америку из Великой депрессии. Люди нуждаются в поведенческом объяснении, а хорошее кино — это объяснение времени и моделей поведения. Если книги сегодня — лишь повод для хорошего фильма, то кино в Голливуде просело в конце XX века, потому что сделало ставку на подростков. Голливудское кино перестало иметь кумулятивный эффект. Сейчас у нас есть возможность посредством кино проговорить время. Поэтому, я считаю, художники первыми должны отправиться в космос, чтобы вытащить всех за собой в будущее.
А кинопродюсер Рубен Дишдишян сообщил просто сенсацию: его компания купила права на образ Юрия Гагарина у его наследников. «Это было непросто, и мы сейчас приступаем к съемкам сериала о Гагарине», — сказал он. На что режиссер Алексей Учитель задал вопрос: «Насколько мы имеем право показывать Гагарина не как икону, не как символ страны, а как человека? Откровенно?» И дальше сообщил, что уже приступает к съемкам сериала про Королева. При этом Константин Эрнст справедливо заметил, что в истории нашего кино уже есть прекрасный фильм о Королеве, которого блистательно сыграл Кирилл Лавров — это «Укрощение огня».
Но самая яркая дискуссия развернулась вокруг искусственного интеллекта. Говорили много, интересно, резюмировал советник президента по культуре Владимир Толстой: «Искусственный интеллект убьет ремесленников, а гению он не конкурент».
А впереди еще два дня работы, разбор полетов и проблем в музыкальном мире, инновациях в культурной сфере и прочее. А в пятницу в Петербурге ждут президента РФ Владимира Путина.