Пока официального подтверждения слухов о слиянии дирекций Мариинского и Большого театров нет. Телефон Валерия Гергиева молчит. Большой театр отказывается от комментариев. Мариинский тоже выжидает. Но тут, возможно, тот случай, про которые принято говорить: нет дыма без огня. Довольно вспомнить, как долго идея витает в воздухе.
«Вы наверняка знаете, что в свое время (с 1766-го по 1917-й. — Авт.) у нас была дирекция императорских театров, которая позволяла, во-первых, заботиться о самых лучших коллективах соответствующим образом, но и развивать их — если не в одном ключе, то оказывая им поддержку таким образом, чтобы они наилучшим образом друг друга дополняли», — говорил президент 25 марта на встрече с деятелями культуры. И после такой подводки обратился напрямую к Гергиеву: «Валерий Абисалович, мы с вами уже об этом говорили и раньше: как вы относитесь к такой идее — воссоздать общую дирекцию?». В ответ дирижер, худрук и гендиректор Мариинского театра разразился длинной речью, где припомнил Федора Шаляпина, который в понедельник пел в Санкт-Петербурге, а в среду — в Москве. В общем и целом с предложением взять на себя руководящую роль согласился. Впрочем, тогда Владимир Путин подчеркнул, что это еще не решение, а «сама по себе идея».
Между прочим, ее президенту подкинул сам Гергиев. Было это в 2013-м. Тогда он написал Путину письмо с предложением создать «Национальный центр академического театрального и хореографического искусства при президенте РФ», объединив Мариинский театр, Академию Русского балета, Санкт-Петербургскую консерваторию и Российский институт истории искусств. Тогда предложение показалась непроработанным и несвоевременным, но вот прошло время, и, возможно, концепция, что называется, «доварилась».
Идею и 10 лет назад, и в прошлом году бурно обсуждали, задаваясь вопросами, которые возникают и сейчас. Как может работать Объединенная дирекция в сегодняшних реалиях, все-таки темпы жизни уже не те, что до революции? Предполагается некая управленческая надстройка над двумя самостоятельными театрами? Или репертуар будет разрабатываться общей дирекцией? Как Гергиев будет управлять такой махиной (Мариинский театр — это не только основное здание на Театральной площади, но и Концертный зал, Мариинка-2 на Крюковом канале, филиалы во Владивостоке и во Владикавказе, а Большой театр включает четыре московские сцены и еще одну, пока не введенную в эксплуатацию, в Калининграде), когда у него по нескольку тысяч концертов в год? А главное — ограничатся ли слиянием дирекции двух театров или пойдут дальше, возродив имперский формат, когда единому началу подчинялись с десяток театров, включая Александринский и Михайловский?
Вероятность отставки Владимира Урина обсуждается тоже не первый день. Недавняя история — скандал с билетами на «Щелкунчика», из-за которых случилась давка у кассы Большого театра, — вызывает серьезные вопросы к руководству ГАБТ. Тем более что недовольные граждане, стоявшие часами в очередях, написали жалобы во все инстанции — от Следственного комитета, прокуратуры и Роспотребнадзора до Министерства культуры и Администрации Президента. И вопросы эти отнюдь не творческого толка. Между прочим, билеты на «Щелкунчика» так и нельзя купить онлайн на сайте ГАБТ, зато на подозрительных ресурсах они есть, но стоят от 90 тысяч до 320 тысяч рублей. Словом, есть повод для кадровых решений до истечения контракта Урина.
Допустим, Валерий Гергиев действительно возглавит два театра: что он сделает в первую очередь? Вероятно, будет вести ту же политику, что в Мариинке. Кстати, насчет билетов: Мариинский театр в отличие от Большого открывает продажу билетов с первого дня месяца, на который намечены спектакли. Поэтому там ситуации, когда на декабрь и январь все раскуплено еще в ноябре, не бывает. А что в остальном, глобальном?
Большой — театр оперы и балета, но весь мир знает его в первую очередь как «Большой Балет». У Валерия Гергиева руки до балетной труппы Мариинского театра не доходили ввиду занятости, поэтому он доверял ее управление специалистам. Немаловажно, что на протяжении почти 13 лет (с 1995-го по 2008 год) балетом Мариинки руководил Махар Вазиев, пока не перешел на работу руководителем балета миланского театра Ла Скала (2009–2016). Тогда между руководителями, возможно, и были размолвки, но сейчас они давно урегулированы. Ходили даже смутные слухи, что Валерий Гергиев хотел бы возвращения «блудного сына» в свою альма-матер, тем более Вазиев «свой» много лет — еще в конце 1970-х — он работал в Мариинском (тогда Кировском) театре солистом балета. Но с 2016 года он руководит балетной труппой Большого театра. Так что вряд ли в случае назначения Гергиева Махар Вазиев покинет стены ГАБТ. Кстати, к примеру, Валерий Борисов — главный хормейстер Большого с 2003-го — тоже начинал в Мариинском, занимал там ту же должность с 1988-го по 2000-й. Про остальных говорить пока рано.
Пока идея об объединенной дирекции остается идеей. Контракт Владимира Урина закончится лишь в 2027 году. В первый день работы Культурного форума в Петербурге эту тему никто из спикеров обсуждать не спешил...