Очевидно, что государство-цивилизация должно иметь значительную по продолжительности историю, наличие которой подтверждает стратегическую устойчивость цивилизации как системы. Наличие многовековой истории позволяет говорить о том, что цивилизация не просто сохранила свою самобытность, но и создала свои духовные ценности, общее мировоззрение, нравственное начало. Кроме того, государство-цивилизация должно иметь достаточную экономику, научно-образовательную систему, значительный уровень технологического и финансового суверенитета, боеспособные вооруженные силы и прочее. Наконец, государство-цивилизация призвано осознавать свою роль, значение и место в окружающем мире, понимать принципы взаимоотношения с другими цивилизациями, сообществами и народами. Кроме того, государство-цивилизация должно иметь свой образ будущего, понимать стратегию его достижения.
Государств-цивилизаций на нашей планете не так много. Кроме России к данному типу государственных объединений можно отнести Китай, Индию, США, ЕС, отчасти Бразилию, Иран, Японию. В качестве целостностей с признаками цивилизации специалисты называют арабский мир, Латинскую Америку, Африканский союз.
Не вдаваясь в систему доказательств, отмечу: многие исследователи неоднократно отмечали, что основополагающей объединительной сущностью, характерной для российской цивилизации, является наша культура во всем многообразии ее сути, форм и проявлений. То, что мы вместе проживаем на всем огромном пространстве от Калининграда до Сахалина и от Донбасса до Чукотки, связано с тем, что мы не просто говорим на одном языке, но мы еще и исповедуем одни духовно-нравственные ценности, основанные на общей культуре.
В этой части культура с цивилизационной точки зрения представляет собой не только литературу и искусство, но весь комплекс человеческих отношений, социальных организаций и духовных явлений. Это и язык, и традиции, и уклад, и особенности бытования, и весь комплекс различных социальных деятельностей, включая образование, спорт, медиа и прочее. Локальный патриотизм и идентичность, гордость за малую родину, территориальные бренды — это тоже часть нашей общей цивилизации.
Безусловно, вся эта всепроникающая культурность была бы невозможна без формирования громадного многовекового наследия, реализованного в литературе, архитектуре, изобразительном, исполнительском, декоративно-прикладном искусстве, а также через создание и функционирование разнообразных культурных институций, сред и сообществ.
По сути, российскую цивилизацию можно считать, без преувеличения, культурной цивилизацией, то есть системой, чью целостность (цели и ценности) обеспечивает именно культура. И данная особенность, что называется, ко многому обязывает.
Неслучайно были внесены изменения в Конституцию Российской Федерации, в которой нашлось место и культуре в целом, и русскому языку, и признанию многообразия и самобытности культур народов России. Со всей ответственностью смею утверждать, что Россия — одна из немногих стран мира, в Основном законе которой уделено значительное место культуре, а культура гарантированно защищается государственной политикой.
Данные обстоятельства предопределяют значительную, по сути цивилизационную ответственность культуры за настоящее и будущее нашей страны и нашего народа. Но здесь, как говорится, тоже вопросы остаются, на которые нам, так или иначе, необходимо ответить. Я далек от радикальной критики Министерства культуры России. Нужно отдать должное министру Ольге Любимовой, она реально осознает цивилизационное значение культуры в современном мире. Но проблемы тем не менее имеются, и преуменьшать значение негативных факторов мы не имеем права.
Например, нам долгое время разного рода «мудрецы» и «учителя жизни», оказавшиеся в итоге, как правило, иностранными агентами, говорили, что культура, искусство, художественное творчество должны развиваться свободно, без вмешательства общества, что зритель сам во всем разберется… В итоге не только эстраду, кино, медиа, но и театр, изобразительное искусство и даже архитектуру заполонили разного рода симулякры, пропагандирующие в лучшем случае пошлость и дурновкусие, а в худшем — человеконенавистничество и измену Родине.
Это, в принципе, довольно понятно и объяснимо. Сорняки всегда растут лучше, приживаются легче, а искореняются сложнее. В этой части настоящая культура сродни культурным сельскохозяйственным растениям: ей также нужны помощь, поддержка и осознанное созидательное участие человека в росте и развитии. Применяя иную метафору, хочется сказать, что если культура не только фундамент, но и опорный каркас, и крыша нашего цивилизационного дома, то логично, если общество и человек постоянно следят за состоянием этих конструкций и периодически осуществляют текущий или капитальный ремонт.
И здесь я не могу не сказать о том, что в современных условиях проведения СВО и международного давления коллективного Запада нам совершенно необходима культурная мобилизация.
Безусловно, сейчас многое делается на культурном фронте для приближения нашей Победы в СВО. Создают и ставят пьесы о Донбассе и СВО, издают книги, снимают фильмы, организуют концерты и на передовой, и в госпиталях, и в тылу. Даже телевидение, долгое время отгораживающееся от тем Донбасса, стало уделять значительное внимание патриотизму, нашей поддержке СВО и продвижению патриотического культурного содержания.
Но, как говорится, этого мало… Ощущения цивилизационных изменений и необратимости происходящего по-прежнему нет. Складывается абсолютно четкое понимание, что целый ряд деятелей культуры и руководителей культурных институций все еще надеются, что скоро «всё это закончится» и «будет всё по-старому».
Справедливости ради надо отметить, что вероятность того, что после Победы, через какое-то время всё реально «будет по-старому», действительно есть. И это к вопросу о сорняках и их живучести… Некоторые из культурных симулякров способны пережидать неблагоприятную для них культурную среду десятилетиями, вначале мимикрируя под патриотические веяния, а позднее, укрепившись, они будут готовы и переломить их, возвращая культурный контекст в привычные формы безвкусия и нравственного вырождения.
Понимая всё это, мы не должны забывать ни про государственную культурную политику, ни про цивилизационное значение культуры. И здесь не надо стыдиться и проявлять малодушие: если для борьбы с сорняками нужна цензура, то давайте вводить цензуру. И я бы здесь не боялся передачи Министерству культуры Российской Федерации чрезвычайных культурно-цивилизационных полномочий.
Владимир Владимирович Путин в конце 2019 года заявил: «Идеология, на мой взгляд, в современном демократическом обществе возможна только одна — патриотизм». А мой друг, писатель и политик Захар Прилепин в начале 2020 года обозначил очень простую формулу: «Всё, что способствует сохранению, усилению и расширению русской цивилизации, цивилизованно».
И здесь добавить действительно нечего. Если мы хотим сохранить нашу цивилизацию, то необходимо производить культурную мобилизацию на принципах патриотизма и укрепления Российского государства.
Задач у культуры здесь предостаточно. И это не только и не столько про цензуру, запреты и ограничения. Культурная политика — это прежде всего поддержка созидательной деятельности. По сути, культурная мобилизация против врагов нашего цивилизационного развития должна сопровождаться культурной модернизацией по созданию условий гармоничного развития страны, регионов и городов во всех сферах деятельности, начиная с открытия домов культуры на селе и заканчивая освоением космоса.
Культурная основа и идеология патриотизма должны прослеживаться во всех наших деятельностях. И это касается не только того, что мы как государство и общество должны делать постоянно: защищать Родину, растить детей, развивать экономику, модернизировать инфраструктуру, осваивать космос… Мы должны постоянно плодить новые сущности: рождать идеи, создавать проекты, разрабатывать и внедрять технологии. В этом и состоит культурная модернизация, когда на основе общих ценностей культуры и патриотизма мы формируем настоящее и будущее нашей цивилизации.
Наверное, сегодня я сказал много пафосных и высокопарных слов, но, как говорил Булат Окуджава, их «не надо опасаться». В конце концов, дело не столько в словах, сколько в делах. Хотя правильное решение проблемы начинается с правильной постановки задачи. Иногда кажется, что некоторые вещи могут отойти на второй план, поскольку приоритет задач СВО очевиден. Но я позволю себе напомнить, что одной из задач СВО является денацификация, а это уже идеология, то есть борьба за души и сердца людей. И здесь роль культуры как основы нашей цивилизации системообразующая. По этой простой причине именно сейчас культурный фронт не менее значим, чем фронт военный. И Победа на этом фронте тоже будет за нами. А иначе и быть не может…