Конференц-зал международного конгресса напоминает фантастическую библиотеку, где чувствуешь себя лилипутом среди гигантских корешков книг, что украшают стены помещения. Сами уникальные издания выставлены тут же – вдоль стен. За семь лет работы Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана вышло более 70 томов, а также снято 50 тематических фильмов. Первоначально Всемирное общество по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана ставило целью изучить артефакты и рукописи, которые осели в коллекциях разных стран мира. Но со временем проект разросся и вглубь страны.
– Проект «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» со временем трансформировался и фокусируется не только на том культурном наследии Узбекистана, которое хранится за границами страны, но и том, что есть и в национальных музеях, – рассказывает «МК» профессор, доктор искусствоведения, завотделом изобразительно-прикладного искусства Института искусствознания Академии наук Узбекистана Акбар Хакимов, который выступил модератором заседания, открывшего международный форум.
Именно он представлял на слете международного общества востоковедов своих соотечественников и иностранных коллег. От России ответствовала Ирина Попова – директор Института восточных рукописей РАН, которая подтвердила слова нашего собеседника: «Наш институт с самого начала сотрудничает с этим проектом. Мы начинали исследования с больших коллекций, а теперь фокусируемся и на более локальных, углубляясь в более академический и детальный подход, что, по-моему, замечательно».
– Седьмой конгресс, пусть и не является юбилейным, но 7 – число привлекательное. Масштаб конгресса соответствует динамическому росту проекта, – продолжает Акбар Хакимов. – Это отражается на результатах издательской деятельности. Среди выставочный изданий одно из главных – книга-альбом «Исторические личности в миниатюре Среднего Востока» Фирдавса Абдухаликова, председателя правления Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана. Недавно он защитил диссертацию на эту тему и по результатам издал эту книгу, где собраны воедино портреты великих правителей, поэтов и ученых. Жанр портрета формировался здесь совсем не так, как в Западной Европе. Абдухаликов изучил исторические миниатюры и вырезал фигуры важных деятелей, чтобы рассказать о каждом подробнее.
В мусульманской культуре существует запрет на изображение человека, но это не значит, что портрет как жанр полностью отсутствует в культуре Узбекистана. Летописи исторических событий содержат иллюстрации художников, где обычно люди изображены группой во время какого-то события. До сих пор не было полного издания, где можно было всмотреться в лица каждого отдельного правителя и мыслителя Узбекистана. Это первое. На глянцевых страницах монументальной книги в кожаном переплете – более 80 принцев и принцесс и более 20 поэтов и художников. В издание вошло свыше 300 миниатюр из собраний таких музеев, как Галерея Фрира в Вашингтоне, Музея Метрополитен в Нью-Йорке, Национальных библиотек Франции, Британии, Египта, института восточных рукописей Российской академии наук и др.
Среди героев есть и легендарный Тамерлан, который завоевал территории современного Афганистана, Ирана, Месопотамии, северной Индии и Центральной Азии, основав на этих землях империю Тимуридов. Его изображение удалось отыскать в архивах Университета Джонса Хопкинса (Балтимор, США). Сюжет миниатюры из цикла «Зафар-наме» (историческое сочинение персидского историка Шарафаддина Язди, описывающее биографию Тамерлана) изображает прием присяги беков Чагатайского улусе, с которого начались большие завоевания полководца. На портрете Темур Амир торжественно восседает на тахте в окружении соратников и вельмож. Он в короне (тадже) и зеленом кафтане. Одна нога подвернута под себя, другая спущена на скамейку возле трона, что указывает на его хромоту. Во время одного из сражений он лишился двух пальцев на правой руке и получил тяжёлое ранение правой ноги, боли от которого преследовали Темура всю оставшуюся жизнь. Ранение привело к хромоте – не случайно Тамерлана называют «Великий Хромой». Эта поза, а еще рыжеватая клиновидная бородка стали обязательными атрибутами в изображении правителя на протяжении XV столетия.
Еще одна жемчужина выставки – факсимильное издание Корана с золотым теснением, сделанное австрийскими и немецкими востоковедами. Ему, как миниатюрам, отдано почетное место на выставке. А открывает экспозицию – 30 томов архитектурной эпиграфики Узбекистана. Перед нами расшифровки надписей на минаретах, медресе и других зданиях. Вот, например, том о Самарканде. Многие туристы думают, что некоторые узоры, которыми обильно украшены минареты Регистана, исключительно для красоты. На самом деле каждый штрих, часто весьма геометрический и условный, – это текст. Чаще всего он говорит о величии Аллаха. Взять, допустим, черно-золотой узор одной из колонн медресе Шердор, построенной в XVII веке в Самарканде на площади Регистан. Эти, казалось бы, абстрактные узоры означают: «О Живой, о Сущий!». А вот фреска из того же архитектурного шедевра, с изображением вазы, из которой вырастает загадочный цветок. Его венчает рамка с иероглифом. Исследователи выяснили, что это подпись мастера по имени Мухамед Аваз.
Впрочем, выставка – большое, но далеко не единственное событие культурного форума. В рамках конгресса будет заслушано около 120 научных докладов.