«В ответ на поступившее обращение … поясним позицию театра. У нас вызывают тревогу и недоумение натянутость и надуманность доводов автора письма», - пишет директор ТЮЗа Артем Агеев. Зрителю руководитель театра отвечает по всем пунктам «обвинения», используя цитаты из текста-исходника. На выходе получается некий «катехизис»: возражение — обстоятельный ответ не него.
Критика:
- «Артисты, изображающие русских солдат, поют во время войны "нам весело сегодня". Сейчас, когда наши доблестные войны (имелось ввиду воины. - И.В.) сражаются за Отечество, подобные фразы из уст русских солдат слышать дико».
Ответ театра:
- Поддерживать боевой дух фронтовых товарищей задорной песней — русская традиция, которая ярко запечатлена в текстах Дениса Давыдова и Льва Толстого. Сохранились свидетельства, что с петровских времен в русских войсках были хоровые роты, которые прямо во время боя исполняли легкомысленную по содержанию, но духоподъемную по музыке «Калинку-малинку». Недаром «Калинка-малинка» – постоянный номер в репертуаре ансамбля Российской Армии имени А. В. Александрова. Зная характер русского человека, можно предположить, что и во время битв на Калке и на Куликовом поле в русских войсках звучали веселые песни.
Историки подчеркивают, что накануне Бородинского сражения в рядах российской армии царило воодушевление и предощущение возможности дать наконец-то отпор неприятелю после долгих и изнурительных отступлений. На официальном сайте музея-панорамы «Бородинская битва» находим несколько иллюстрирующих цитат.
Ф. Н. Глинка писал: «...Солдаты наши желали, просили боя. Подходя к Смоленску, они кричали: «Мы видим бороды наших отцов, пора драться».
Накануне Бородинского сражения солдаты отказывались от положенной перед сражением винной порции, говоря: «Спасибо за честь! Не к тому изготовились: не такой завтра день!».
Критика:
- «При этом артисты обращают оружие в зал и целятся в нас, зрителей, будто мы и есть враги».
Ответ театра:
- Восприятие драматического действия каждым зрителем субъективно. Художественный прием, используемый в данной сцене, напрямую подключает зрительный зал к тревожной атмосфере ожидания битвы. При этом именно в этой сцене звучит текст солдатской песни:
«Идет за сотней сотня, забыв о смерти,
Нам весело сегодня – дрожите, черти!
Жалеть себя не время, и дело чести –
Врагов незваных племя казнить на месте.
И смерть сегодня встретит, и все воздастся!
Пора за все ответить и расквитаться!
За смерть невинных, за униженья,
За города в руинах - им нет прощенья!».
Как мы видим, в данном тексте путем художественной образности и создается то воодушевление и чувство собственной нравственной правоты воинов, о которой нам говорят свидетельства очевидцев.
Критика:
- «Затем в представлении показана сцена, как гибнут русские войны, а другие русские солдаты идут по трупам убиенных войнов. Разве так ведут себя настоящие солдаты? Разве русский солдат - это грязь под ногами?»
Ответ театра:
- Вновь обратимся к сайту музея «Бородинской битвы». В бою за Шевардинский редут артиллеристы отважно жертвовали собою, стойко выполняя указания генерала А. И. Кутайсова — начальника всей русской артиллерии. Накануне Бородина он писал: «Пусть возьмут вас с орудиями, но последний картечный выстрел выпустите в упор».
Когда французы заняли Шевардинский редут после отступления наших войск, их глазам предстала страшная картина. Очевидец писал: «Множество лежавших кучами трупов свидетельствовало об энергичном сопротивлении и об усилиях наших солдат. Парапеты были во многих местах разрушены; русские орудия сзади были сброшены с лафетов и опрокинуты; артиллеристы, обслуживавшие их, лежали тут же мертвые...» (Ш. П. Гриуа)
М. Ю. Лермонтов удивительно точно передал то, что видели и что чувствовали участники Бородинского сражения: «С безумной отвагой наступал неприятель на наши батареи; залитые целыми потоками крови, переходили они к неприятелю, вновь нами отбивались — и так несколько раз. Озлобление и ярость, отчаяние и месть вступили в кровавую битву со всеми ужасами все истребляющей смерти. Грохот тысячи орудий, ружейная пальба — все это слилось в один непрерывный гул...».
К концу сражения русские войска оставили свои позиции у деревни Семеновское и на Курганной высоте. Занявшие батарею Раевского французские солдаты были поражены увиденным: «Внутренность редута была ужасна; трупы были навалены друг на друга... Я заметил среди этого беспорядка труп русского артиллериста, у которого было три ордена в петлице: казалось, что храбрец еще дышит; в одной руке он держал обломок сабли, а другой крепко обнимал пушку, которой так хорошо послужил. ...Солдаты, занимавшие редут, предпочли погибнуть, чем сдаться».
Понимая невозможность прямолинейного воспроизведения трагических событий битвы, режиссер средствами художественной выразительности создает бесконечные ряды русских героев, готовых стоять за свою Родину до конца. При этом постановщики делают отсыл к начитанности и насмотренности современного зрителя, который знает, что, выполняя боевую задачу, бойцы упорно идут вперед, а убитых и раненых следом собирают санитарные отряды. Именно так и выстраивается последовательность сцен в спектакле.
Критика:
- Также в порочащем виде в спектакле представлен образ полководца Кутузова. Во время напряженного сражения Кутузов в спектакле сидит на краю сцены, ест и выпивает, будто ему все равно на воинов и на исход сражения.
Ответ театра:
- В спектакле жующий квашеную капусту полководец максимально приближен к народу. Нет величия там, где нет простоты — словами Толстого. Кутузов решен как полководец народный, противопоставленный в постановке великосветским львам, восхваляющим Наполеона и все французское. Сделать мертвый, парадный образ Кутузова — значит, пойти против исторической правды и самого духа великого романа.
В театре заявляют, что ставили целью передать «передать масштабность трагедии» войны 1812 года, заверяя, что сцены Бородинской битвы в спектакле «Война и мир. Первый бал Наташи Ростовой», цитируем, «пробуждают в зрителях чувства сопричастности к горькой утрате и в то же время гордости от эмоционального осознания факта, что ряд героев Отечества бесконечен». На данном этапе известно, что повторной жалобы (после официального ответа ТЮЗа) зритель в интернет-приемную губернатора Пермского края не направил. «МК» будет следить за ситуацией.