Многие проверяют увиденное в интернете, и тут выясняется, что Федорченко не выдумал своего героя. Его книги существуют и их можно купить, а упоминавшийся в фильме ученый Малыкин из Нижнего Новгорода тоже не миф. Он есть и написал статью «Русский философ Митрофан Аксенов и теория относительности», хотя на экране мы его не увидим. По каким-то причинам он не смог встретиться с Алексеем Федорченко, но задал вектор дальнейших поисков, направив кинематографистов в Баку.
Итак, Митрофан Аксенов - реальный математик и философ конца XIX – начала XX века, имя которого непременно сопровождается припиской «малоизвестный». И он действительно написал труд «Трансцендентно-кинетическая теория времени». Несколько его брошюр Федорченко демонстрирует на экране. Известно, что Алексей коллекционирует старинные книги, заказывает их в разных странах, покупает на мировых аукционах и уже располагает уникальной библиотекой. А о том, как это происходит, он рассказывал в интервью «МК». При этом всякий раз одолевают сомнения, поскольку происходящее на экране кажется невероятным. Причем, вымысел воспринимается за чистую монету, а правда кажется выдумкой.
Год назад на «Послании к Человеку» состоялась премьера грандиозного фильма Алексея Федорченко «Большие змеи Улли-Кале». Вскоре после этого он побывал со съемочной группой в Колумбии, где снимал продолжение - «Енотовый город». Название поменялось, теперь это «Новый Берлин». Его премьера недавно прошла на фестивале «Маяк» в Геленджике. И вот уже колумбийские отголоски появились в «Колбасе Митрофана Аксенова», где некий специалист из города Картахена рассуждает о малоизвестном ученом и даже проводит какие-то параллели с Толстым. За окном у собеседника Федорченко открывается великолепный пейзаж города на берегу Карибского моря. Тут уж в душу закрадываются еще большие сомнения в подлинности происходящего.
Мы прекрасно знаем, что Федорченко - мастер мистификаций, что блестяще продемонстрировали «Большие змеи Улли-Кале». Алексей - виртуоз мокьюментари, псевдодокументального кино, но всякий раз не только неофиты, но и опытные зрители покупаются на его фантасмагорические уловки. А все потому, что для Федорченко в кино реальности как таковой не существует, есть только он сам и мы, все вместе мы и есть настоящая реальность.
«Новый Берлин» начинается с того, что реальный кинорежиссер Марина Разбежкина беседует со своими учениками (их подлинность не вызывает сомнений, но потом выясняться некоторые детали) и объясняет им, что реальности в кино не может быть по определению, поскольку в любом случае это взгляд и нечто конкретного кинематографиста. С верностью ее утверждения не поспоришь. Взглыд художника всегда субъективен. А дальше выпускник школы документального кино Марины Разбежкиной Виктор Шауфлер, а на самом деле актер из Екатеринбурга Сергей Колесов, и его дочь, а на самом деле актриса Дарья Коныжева, отправляются в Колумбию, чтобы найти следы сгинувшей в неизвестности родственницы режиссера – то ли тети, то ли старшей сестры Берты. Тут уж окончательно запутываешься в деталях. Да и Марина Разбежкина хоть и реальная Марина Разбежкина, но все-таки актриса, приглашенная сыграть саму себя в предлагаемых обстоятельствах.
В итоге складываются две самостоятельные истории, достойные отдельных фильмов, но почему-то Алексей Федорченко их объединяет. Одна - «Тайна пятисот пропавших девственниц» - рассказывает про поиски таинственной Берты. Вторая - «Енотовый город» - посвящена таинственному городу во льдах Антарктиды, где скрываются нацистские преступники Второй мировой войны, которые молятся новым богам. Уже не фюреру, а енотам. Благодаря последним и вышла наружу эта удивительная история. Под Гродно нашли старые пленки, где все это и было зафиксировано, а хранились хроники жизни былых «героев» под пластами льда в местах обитания енотов. Снимал эти «свидетельства времени» прекрасный оператор Алишер Хамидходжаев.
Сценарий фильма «Колбаса Митрофана Аксенова» Алексей Федорченко написал со своим постоянным соавтором, а теперь и актрисой Лидой Канашовой. Вместе они реконструировали неизвестную жизнь малоизвестного человека и стали героями своего же фильма. Жанр изложения определили как кино-библио-детектив. На протяжении часа ведется воскрешение жизни забытого русского философа, предвосхитившего открытия Альберта Эйнштейна и за 15 лет до появления теории относительности издавшего труд о четвертом измерении. Федорченко находит людей в Арзамасе, Баку и Москве, которые увлечены заданной темой и располагают собственными теориями на этот счет.
Один из них - зазывала музея эротики. Он завлекает народ на улице в феерическую экспозицию, где можно поиграть в интимные игрушки и поговорить об Аксенове. У него есть теория, основанная на том, что на самом деле никакой Аксенов не Аксенов, а всем известный судья и литератор Анатолий Кони. Но подобные изыскания представляются весьма сомнительными, и на экране появляется пара анимационных коней (раз Кони, то и буквально кони), погружающихся в пучину вод на подводной лодке. Они утонули.
Фанаты Аксенова - условно так их назовем - считают его первопроходцем, человеком, опередившим открытия Эйнштейна. В общем, перед нами еще один «первый на Луне». А у Федорченко был об этом ранний фильм в жанре мокьюментари, получивший в Венеции награду как документальная картина.
Эйнштейн у Федорченко напоминает папу Чиполлино из всем известной и очень актуальной во все времена книги Джанни Родари. На его голове, напоминающей луковицу, произрастают зеленые листья. Таким его придумала вместе с Федорченко мультипликатор Мария Седянова. Анимирован и Митрофан Аксенов. Он как комета пролетает за спинами Федорченко и его собеседников, как ангел-хранитель маячит у них за спинами.
Мы совершаем мультипликационное путешествие по городам, с которыми связана жизнь загадочного героя, побываем в виртуальном Харькове, а потом и в Житомире, где Аксенов читал лекцию. Теперь это кажется невероятным. Да и съемочного группа Федорченко так и не добралась туда из-за всем известных событий. С экрана телевизора президент объявляет о своем решении начать специальную военную операцию. Киноэкспедиция не состоялась, а Федорченко так и остался сидеть на чемоданах. Но и воображаемого путешествия зрителю вполне достаточно. К тому же группе удалось установить даты рождения и смерти Аксенова, опираясь на самые разные документы, например, его упоминание среди выпускников первой харьковской гимназии 1866 года.
Все увиденное кажется грандиозной придумкой, но неискушенные зрители безоговорочного верят в «очевидное-невероятное». Как говорит один из героев Федорченко, если снято, значит было. Анимационный Аксенов на экране летит по линии времени, являясь иллюстрацией к собственным сочинениям. Он изучал изменение плотности и геометрии тел, движущихся относительно наблюдателя, и на экране это визуализируется. Он промелькнул и в «Новом Берлине», а теперь Федорченко попытался его воскресить при помощи нейросети. Для того, чтобы стала очевидна достоверность портрета, он заодно воспроизводит и образ Льва Толстого. И вот результат нейросети – кривой, косой, трехглазый персонаж. Полюбим его и такого. А колбаса тут причем? Ее нарезает на наших глазах один из знатоков наследия Аксенова, рассказывая параллельно про его жизнь. Зрители дружно облизываются – колбаса такая аппетитная, копченая, ароматная. Можно кусочек съесть или вернуть на место, и возникает иллюзия, что она вновь цельная.