Катерина приезжает из Москвы в дальневосточную глушь с маленьким сыном из-за жизненных передряг, чтобы залечь на дно, пока все уляжется в ее непростой судьбе. На новом месте она хочет быть полезной по максимуму, верит в то, что сможет скрасить безрадостную жизнь местных подростков, своих учеников. Но рассерженное и конфликтное поколение в ее подачках не нуждается.
Неблагополучные ученики так и останутся неблагополучными. Их взрослая жизнь не сложится. Кто-то добровольно уйдет из жизни, как недоверчивая и злая девочка Кира, многие сопьются. Только один ученик уедет из богом забытого места, побывает в сказочной Гренландии, о которой рассказывала в классе учительница.
Играет ее Мария Карпова – очень хорошая и разноплановая актриса МХТ им. Чехова, способная сыграть и Любиньку в «Господах Головлевых», и Серафиму Корзухину в «Беге», успешно снимающаяся в кино у самых разных режиссеров – в дебютной «Находке» Виктора Демента по Тендрякову и в «Рае» Андрея Кончаловского, опять же дебютном «Аквариуме» Ильи Шагалова.
По ее признанию, в «Гренландии…» она играет не физическую утрату ребенка, ставшего жертвой учеников, но утрату внутреннего ребёнка, очевидно, в себе самой, способность человека мечтать. Учительница географии считает, что если даже один ребенок вырвется из нищеты, то стоит заниматься спасением.
Пьеса Ляли Петуховой и Сергея Азеева родилась из статьи Светланы Комаровой «Ключ в кармашке платья». История разрослась в воображении молодых авторов, вылилась в эскиз в рамках экспериментальной лаборатории «Артхаб» в МХТ им. А.П. Чехова. Затем ее довели до полноценного спектакля в Школе-студии МХАТ. И вот теперь в театре «Практика» представлена новая редакция. Но то, что на учебной сцене выглядит безупречно, не всегда во «взрослой» театральной жизни столь же совершенно.
Сама идея привлечь молодежь к рождению экспериментального спектакля очень хороша. В нем задействованы не только недавние студенты актерского факультета Школы-студии МХАТ из мастерской Марины Брусникиной и Сергея Щедрина, но и начинающие художники сценографического факультета - Марина Моторная, Степан Лысенко и Татьяна Осипова, Роман Решетников. Они и придумали под руководством Юрия Квятковского жутковатую и эффектную среду обитания, настоящую хтонь, для героев спектакля.
Персонажи - в основном учительницы провинциальной школы - словно входят в гипсовые безголовые фигуры. Их головы нанизаны на остовы неподвижных тел. Они приходят в движение подобно марионеткам, включаются в трагический карнавал провинциальной жизни. Особенно хороши директор школы Евгения Степановна в исполнении Елизаветы Орловой и мать школьника Вани - Алена Васина, как заведенная повторяющая фразу, что сын у них хороший. Они покачивают кукольными головами, подобно старинным фарфоровым красавицам.
О провинциальной жути много создано страшилок. Но если говорить о серьезных высказываниях на заданную тему, то, пожалуй, самым сильным за последнее время стал фильм «Простой карандаш» Натальи Назаровой, где героиня Надежды Гореловой – питерская художница – приезжает в далекий сибирский поселок вслед за отбывающим в колонии срок мужем. Она устраивается учителем рисования в местную школу, где учатся дети работников карандашной фабрики.
История придуманная, но всякий раз зрители в разных городах интересуются, откуда кинематографисты узнали про их конкретную судьбу. И там учительница пытается спасти хотя бы одного ребенка в деревне.
Надежда Горелова рассказывала: ее отец мечтал, чтобы дочь стала архитектором, и она рисовала карандашом головы, драпировки. Почти как в «Практике» - и головы, и драпировки… Два юных героя в «Простом карандаше» благодаря столичной учительнице рисования вырвутся в другую жизнь, уже не захотят жить по жестоким законам своего поселка. Значит, стоит все-таки идти в народ ценой собственных потерь. В версии про Гренландию это вызывает большие сомнения.