Алла Манилова хочет делать блокбастеры, на которые повалит народ, при этом экономит на всем, включая покраску выставочных залов (что обязательно делается при смене экспозиции). Как раз сейчас в Русском музее идет подготовка выставки к 175-летию Василия Сурикова. На совещание по ней даже не позвали ни завотделом живописи II половины XIX – начала XXI веков Русского музея Павла Климова, ни экспозиционеров, ни дизайнеров. И так с каждым проектом.
Из источников, знающих ситуацию изнутри, нам удалось выяснить, что Манилова приблизила к себе две фигуры: замдиректора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольгу Бабину и замдиректора по экономическому развитию Наталью Андрикову. Обе дамы мало что смыслят в выставочной работе, а занимаются чисто административными и экономическими вопросами. Но теперь «три грации», как их окрестили в Русском музее, хотят рулить всем, что вызывает непонимание и протест искусствоведов и специалистов. Какие конкретно блокбастеры хотят сотворить и как – не ясно. Но, например, фигура Алексея Венецианова – тонкого русского живописца начала ХIХ века, которого называют мастером света и тишины, им не походит. «На него не пойдут», – считает Манилова, очевидно, не зная, что выставка Венецианова с успехом прошла два года назад в Третьяковской галерее.
С Евгенией Петровой Манилова все полгода общалась только по переписке, отвечая на длинные письма отмашкой в коротком сообщении. Первый более или менее обстоятельный разговор лицом к лицу состоялся в пятницу. Конструктивного диалога не вышло. В итоге накал страстей вылился в заявление об уходе Евгении Петровой, на котором она не поставила дату. После чего за искусствоведа, которая 60 лет работает в музее, вступили не только сотрудники, но даже министр культуры Ольга Любимова.
«Знаю, что некоторые люди из Правительства и Ольга Любимова звонили Петровой со словами поддержки. Министр культуры не допустит ее ухода. Возможно, для Петровой будет создана специальная научная должность, в крайнем случае она уйдет в отдел графики, где начинала. Она всю жизнь посвятила музею. Терять такого специалиста было бы большой ошибкой», – рассказал «МК» наш источник в музее.
Если Петрова уйдет, то вероятно за ней уйдут и другие сотрудники, в первую очередь, из числа искусствоведов. Кто придет на смену, если руководство ничего не смыслит в истории искусств, не знает имен художников, не представляет истории? Что можно ожидать? Выставки о птичках и пряниках? Грамотный менеджер должен организовывать процесс, привлекать лучших специалистов, находить бюджет на реализацию интересных выставочных решений. Абы кто не сможет сделать арт-блокбастер, какую тему не возьми.
Сейчас музеем правят амбиции отдельных людей, что очевидно скажется на качестве выставок и в итоге пострадает зритель. Ситуацию, очевидно, придется разруливать Минкульту, чтобы музей остался музеем, главная цель которого сохранять, показывать и пуполяризировать культуру и искусство, а не превращался в княжество, где кто-то делит престол.