Ну вот и Верник дожил до роли русского Отелло - так принято называть Арбенина. Какой он? Тот же ревнивц, живущий на пределе чувств и страстей или циник, уставший от жизни и с хладным сердцем свершивший расправу над чистой душой юной жены своей? Сейчас в МХТ идут буквально последние репетиции, герой Верника предстаёт совершенно неожиданным - он никакой не дворянин, а интеллектуал, филолог, более того, лермонтовед, способный на лекции легко изложить заблуждения героя драмы «Маскарад». Но чужие уроки, тем более литературных персонажей, как известно, никого ничему не учат, не предохраняют от дикости поступков и мучений гибельных страстей? Достаточно маленького толчка, чтобы современный человек, вполне себе модно одетый, с модными взглядами на жизнь, завис на краю пропасти.
Вот Верник и зависает. И уже не разобрать - где Арбенин, а где его современный исследователь. Граница тонка и зыбка, да ещё усугублена снами. Ведь режиссёр лермонтовскому «Маскараду», как натуралист, привил «Новеллы о снах» Шницлера. Прошу заметить, что эти самые «Сны» начинается с описания именно бала-маскарада.
Лермонтов сочинил драму, которая так и не увидела сцены, и не была издана при его жизни. Хотя он много раз переписывал её, пытаясь преодолеть цензурный запрет, - говорит режиссёр. - Но главным в этой истории то, чем он не мог поступиться – предельно мрачным, пессимистическим взглядом на природу человека. Арбенин изначально воспринимает мир как вместилище порока. Мир зол и преступен для него изначально, а непорочная Нина – исключение из правил. Спустя почти двести лет после написания пьесы мы пытаемся изучать сознание современного человека. Мы сочинили оригинальную пьесу, рефлексирующую на темы лермонтовского «Маскарада». «Новелла о снах»Шницлера стала второй опорой в изучении темных, потаенных сторон человеческой души.
Верник, понятное дело, волнуется - такой роли у него ещё не было. Он уверен, что человек XXI века, способный за секунду передать изображение из одной точки земного шара в другую, не справляется со страстями. В перерыве между репетициями он говорит мне:
- Это не спасает его от бездны, в которую он заглядывает в определённые моменты своей жизни. Вот я и думаю - изменилась природа человека или нет? Куда приводят его сегодня страхи, месть, ревность, отчаяние?
Остаётся добавить, что рядом с Верником на сцене работают Мария Фомина (Нина), Евгений Перевалов и Сергей Беляев (Звездич, названный Адамом Петровичем), Юлия Витрук (Штраль, ставшая женой Звездича) и Илья Козырев (их сын от первого брака).