В Академии художеств показали редкости из коллекций знаменитых россиян

Реализм зарифмовали с авангардом

Ради этого проекта президент РАХ Зураб Церетели освободил несколько залов от своих работ в Галерее искусств его имени при Академии художеств на Пречистенке. В экспозицию выставки «От реализма к авангарду» вошло более 170 редкостей из собраний знаменитых врачей Марка Курцера, Давида Иоселиани и Михаила Алшибая, а также ректора ВГИКа Владимира Малышева. На стенах соседствуют работы именитых и малоизвестных художников, образуя неожиданные рифмы между произведениями совершенно абстрактными и вполне реалистическими.

Реализм зарифмовали с авангардом
Академик Давид Иоселиани, один из основателей выставки.

Четыре коллекции заняли три зала. Очень разные по стилю и жанрам, вещи висят на стенах плотными рядами. На первый взгляд кажется, что здесь намешано несовместимое. Здесь есть и реализм, и импрессионизм, и экспрессионизм, и футуризм, и кубизм, и абстрактное искусство, и концептуализм. Но если присматриваться, то образуются неожиданные и интересные рифмы.

Абстракция c надписью «Tine swerve» («Отклонение зубца») современного художника Дмитрия Гутова соседствует с сюжетной картиной «Сцена с маской» советского живописца Зураба Нижарадзе. Концептуальную работу с экспрессивной живописью роднит акцент на оранжевом. А вот игровая работа еще одного современного художника Бориса Матросова — с разноцветными деревьями, больше похожими на условные знаки, у серой полоски шоссе — рядом с полотном классика Валерия Юрлова, который недавно отпраздновал 90-летие ретроспективой в Третьяковке. На картине Юрлова «Испания» изображены прямоугольники и линии, между которыми овал с красными кругами, смутно напоминающий часы. Авторы из разных поколений балансируют на грани фигуративного и абстрактного, подключая подсознание зрителя к поиску ассоциаций и эмоций в геометрии образов. Оба художника делают акцент на желтом. А вот ряд сопоставлений в темно-зеленых оттенках: рядом понятный натюрморт Игоря Обросова, абстракция Игоря Вулоха, картина Владимира Немухина, где из сумрачного болотного вырастают колонны, и пейзаж Роберта Фалька. Кстати, Фальк — из коллекции кардиохирурга Михаила Алшибая, который рассказал «МК», что выкупил его у дочери Юрия Фрейдина, друга и душеприказчика Надежды Мандельштам. Рисунок достался вдове поэта от автора, который после возвращения из Европы в СССР много лет работал в стол. У каждой работы тут своя невероятная история.

Никас Сафронов и Мария Захарова.

— Мы сначала хотели разбить работы по жанрам – портреты в одном зале, пейзажи в другом. Потом думали разделить по коллекциям четырех владельцев. Но в итоге решили пойти по пути неожиданных сопоставлений и параллелей. Удивительно, но реализм и абстракция прекрасно сосуществуют в экспозиции, образуя между собой тонкие нити, — пояснила «МК» один из кураторов выставки Александра Трацевская-Смык, которая отвечала за экспозицию со стороны коллекционеров.

Второй куратор (со стороны академии), Елена Церетели, напомнила, что выставка пусть и делалась стремительно, но возникла неспонтанно. 13 лет назад в стенах Академии художеств врачи-коллекционеры Марк Курцер, Давид Иоселиани и Михаил Алшибая показывали свои собрания на выставке «Искусство врачевать и собирать искусство». Теперь к ним присоединился еще один увлеченный собиратель — Владимир Малышев.

— Мое увлечение искусством началось с того, что я женился на художнице, — говорит Давид Иоселиани. — Тут волей-неволей начнешь вникать. Позже мы расстались, но страсть к искусству осталась. Собираю свою коллекцию с начала 1970-х годов, уже больше полувека. Каждый художник прошел свой огромный путь поиска. Каждая работа здесь — откровение, каждая мне дорога. Но я считаю, что коллекционеры обязательно должны показывать свои собрания, потому что это делает людей добрее. Вместо того чтобы убивать друг друга или писать жалобы, лучше ходить на выставки, пытаясь постигнуть все многообразие мира через творческий поиск.

Кстати, на выставке можно найти потрет юного Давида Иоселиани, написанный лауреатом госпремии СССР Виктор Горяевым в 1973 году. Это один из первых портретов — тогда кардиолог уже начал входить в искусство и знакомиться с художниками. Рядом с этим портретом работы Никаса Сафронова (он присутствовал на открытии). Работы соседствуют с женским образом, написанным легендарным художником Львом Бакстом в 1893 году.

Мария Захарова, Нина Шацкая, Никас Сафронов посетили выставку "От реализма к абстракции"

Мария Захарова, Нина Шацкая, Никас Сафронов посетили выставку "От реализма к абстракции"

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29128 от 4 октября 2023

Заголовок в газете: Реализм зарифмовали с авангардом

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру