В СМИ просочилась тревожная информация: на иконе выявлено более 80 новых существенных изменений – нарушение красочного слоя, отставание поволоки и левкаса. Трещина между досками – самая сложная и застарелая «болезнь» иконы, с которой безуспешно борются еще с 1930-х годов, – увеличилась почти на 1 мм. А это значит, что грунт и красочный слой, что лежат поверх досок, осыпаются.
Напомним, что после трехдневного путешествия «Троицы» в Троице-Сергиеву лавру был обнаружен 61 участок отставаний левкаса и красочного слоя, а с октября 2022 года по апрель 2023 года выявлено еще 10 новых изменений. На майском реставрационном совете в Третьяковке специалисты вынесли однозначный вердикт: икону нужно оставить в покое, перемещать ее нельзя, иначе это неизбежно приведет к ухудшению состояния хрупкого щедевра. Их не послушали. И вот результат – болезнь «Троицы» прогрессирует. Суммируем все новые «болячки» и получается, что за последние полтора года появилось более 150 новых проблем.
При этом климатической капсулы для «Троицы» так и не сделали. Третьяковская галерея пока только обратилась в «Росатом» с предложением создать специальную климатическую витрину для иконы: в начале сентября начаты переговоры, идет уточнение технического задания и прочих деталей. То есть к созданию капсулы еще даже не приступили.
Тем временем, саму Третьяковку всячески отодвигают от экспоната, который все еще входит в зону ответственности музея, несмотря на подписание договора между Минкультуры и РПЦ о передаче экспоната в безвозмездное пользование на 49 лет. Впрочем, в самой Третьяковке сейчас неспокойно. Там меняется руководство: Елена Проничева убирает людей экс-директора Зельфиры Трегуловой и назначает своих. В частности, в июле ушел первый заместитель директора Ринат Шигапов, который фактически управлял галерей, именно он подписал распоряжение о выдачи «Троицы» в 2022 году для поездки в Троице-Сергиеву лавру. Его должность заняла Татьяна Шаршавицкая, которая до того работала директором департамента развития туризма в Минэке (правда, всего несколько месяцев), а ранее – заместителем председателя Комитета по туризму Москвы, советником руководителя ВВЦ, возглавляла дирекции парка «Красная Пресня» и парка в Одинцово. Темная лошадка. При этом реставраторы и руководители отделов, специализирующих на искусстве того или иного периода, остались на своих местах. Но обстановка в целом напряженная. Решатся ли эксперты ГТГ вновь, после нескольких неудачных попыток, заявить, что «Троице» необходим покой, а главное, дадут ли им это сделать на реставрационном совете в Центре Грабаря?
Сам Центр Грабаря хранит молчание. Последняя новость оттуда – заявление завотделом по научно-методической работе и выставочной деятельности Елены Прохановой о том, что дата расширенного реставрационного совета согласовывается, но закрытое обсуждение пройдет примерно в середине сентября. Срок уже прошел.
При этом во время подписания допсоглашений к договору о передаче «Троицы» РПЦ была оформлена страховка (это стандартная практика при передаче экспоната куда-либо). «Троицу» застраховали на 15 млрд. рублей. Что не так уж и много, учитывая, что еще 15 лет назад стоимость «Троицы» оценивали примерно, как «Джоконды» – в 600 млн. долларов, что в пересчете на рубли по текущему курсу – почти 600 млрд. рублей. Быть может, страховой случай уже случился?
В реставрационном совете должны принять участие специалисты из ведущих музеев страны. Своего рода репетицией стал июльский круглый стол в Институте искусствознания, где более сотни экспертов собрались оффлайн и онлайн, чтобы обсудить ситуацию с «Троицей». Все они согласны, что над иконой нависла опасность, она может быть утрачена, и предложили ряд компромиссных решений. Во-первых, ни в коем случае не выставлять икону без климатической капсулы. Во-вторых, выставлять ее в Троице-Сергиевой лавре в отдельном помещение, где необходимо создать специальные условия, а не в Троицком соборе, где капсулу просто некуда втиснуть и условия сохранности там точно будут нарушаться. Наконец, организовать при лавре отдельную наблюдательную группу реставраторов, которая могла бы в ежедневном режиме следить за состоянием иконы на месте, а не наблюдать онлайн, как Эрмитаж наблюдает за состоянием Раки Александра Невского. То же самое, очевидно, они готовы изложить на реставрационном совете в Центре Грабаря. А вот готовы ли пойти на все это в РПЦ?
Пока не ясно. Но в Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник при Троице-Сергиевой в середине августа назначен новый исполнительный директор – Наталья Григорьева. До апреля этого года возглавляла Новгородский государственный музей-заповедник. Свой человек федерального уровня. Очевидно, она должна на месте подготовить условия для приема «Троицы». Дело это – трудоемкое и небыстрое.