Прощание проходило в фойе Белого зала Дома кино, где Александр любил в былые годы, когда еще был весел и здоров, встретиться с коллегами и друзьями. Это сакральное для кинематографистов место. Теперь тут установили гроб. А в Белом зале за полчаса до траурной церемонии запустили фильм, где сам Александр рассказывал о себе, делились воспоминаниями его товарищи, показали фрагменты его фильмов, актерские работы, а он в основном играл китайцев. Его отец – кореец, поэтому сын имел соответствующую внешность. Сам Хван говорил: «У меня почти каждая роль – китаец». А началось его «азиатская жизнь» в кино с «Мании Жизели» Алексея Учителя. Там Александр сыграл персонажа, которого так и называли: Китаец. Проститься с актером пришла продюсер картины Кира Саксаганская-Учитель.
Из-за продолжительной болезни, поражения легких, из-за которого пришлось даже вводить Александра в искусственную кому, он был ослаблен, стал беспомощным в бытовом плане. Какое-то время он провел в Доме ветеранов кино, потом помощь оказывал один из фондов, поддерживающий актеров и деятелей искусства. С некоторыми близкими людьми связь оборвалась в последние тяжелые годы.
Проводить в последний путь Александра Хвана пришли его сестра Елена Хван, вторая жена Александра. Их 17-летний сын приехать из Санкт-Петербурга по каким-то причинам не смог, а старший живет в Сеуле, откуда выбраться большая проблема. Пришла только внучка. Елена Хван считает, что человек уходит, когда завершается его жизненный цикл, когда он сделал все что мог. И Саша поэтому ушел. Они с ним часто говорили на эту тему. Это их общий взгляд на жизнь и смерть.
Жена Александра заранее записала свой текст, поскольку боялась от волнения не упомянуть о самом важном. «Мы были Саша и Саша, и это всех безумно веселило, – сказала она во время прощания. – Саша сразу же начал представлять меня женой, что было полной неожиданностью для меня. Хотя я знала, что когда-нибудь ею стану. В наших взаимоотношениях было много мистического и чудесного. Чудо – вообще одно из ключевых слов для Саши и нашей жизни. Сама наша встреча и рождение сына – чудо. Саша был верующим человеком. Саша, теперь тебе предстоит встреча со Станиславом Лемом и Томасом Манном, которых ты так любил. Ты встретишься с Шубертом...»
Александр Хван окончил ВГИК в 1980-м, в брежневские годы, как сам уточнял. Его мастерами были Лев Кулиджанов и Татьяна Лиознова. А потом он восемь лет работал вторым режиссером, в том числе и на картине «Карнавал» Лиозновой. Надежды снять свое кино не было, зато опыта набрался. 90-е – время его взлета. Именно в те годы в «МК» вышла целая полоса, посвященная проблемам современного кино, где одним из спикеров стал Александр Хван. Он и позднее давал интервью, рассказывал нам о своих ушедших коллегах, делал это искренне, без дежурных фраз. Один из его сокурсников по ВГИКу вспоминал, что Хвану было 18 лет, когда он поступил в мастерскую Кулиджанова и Лиозновой. Тогда на режиссерском факультете это была большая редкость. Хван оказался самым молодым. Он жил только тогда, когда работал. Большие промежутки между картинами сыграли свою роль. Он плохо себя чувствовал, задыхался, но если бы работал, как уверяют коллеги, то мог бы дольше прожить. «Единственный к Саше вопрос: «Зачем ты так рано ушел?» – вот с такими словами провожали его однокурсники в последний путь. Вспоминали, что был он бессребреником, ничего у него не было – ни квартир, ни машин. Все мысли были связаны с новыми проектами.
Его фильм «Дюба-дюба» с Олегом Меньшиковым в главной роли в начале 90-х попал в конкурс Каннского кинофестиваля. Актеры редко провожают в последний путь режиссеров, которые многое для них значили. Пришла только прекрасная Евгения Крюкова, снимавшаяся у Хвана в сериале «Марьина роща». Она рассказала, что он был очень скромным, трогательным, стеснительным человеком, очень аккуратным в общении с людьми, бережно к ним относился. Евгения принесла букет темных роз, тихо простилась, речей не произносила, быстро ушла.
Режиссер Мурад Алиев был не только коллегой, но и близким другом Александра. «Саша играл у меня китайца в «Охоте на пиранью». Такой тонкой и поэтичной души человека я больше не встречал. Он открывал вещи, о которых ты подспудно думал. «Кармен» и «Дюба-дюба» – это же классика российского кино», – произнес он у гроба.
Продюсер Владимир Игнатьев вспоминал: «Мы вместе делали незатейливые сериалы. Саше этого было мало. Он хотел заняться чем-то более серьезным. Но времена же разные, и сериалы помогали ему существовать. Мы с ним очкарики. И Саша говорил: «Я плохо вижу, но хорошо слышу, поэтому музыку буду контролировать сам. На «Кармен» он работал с Геннадием Гладковым, а музыку записывали с симфоническим оркестром под руководством Сергея Скрипки. Это теперь редкость».
Пришел проститься и продюсер сериала «Шатун» Рубен Дишдишян. Речей он не произносил, но сам факт, что пришел, дорого стоит. Взаимоотношения, судя по всему, были сложными. Монтировал фильм другой человек, не Хван.
Режиссер и продюсер Сергей Члиянц стал последним кинематографистом в жизни Хвана, с которым он работал на картине, название которой пока уточняется. Она снята по сценарию Петра Луцика и Алексея Саморядова, как когда-то «Дюба-дюба». Сергей Члиянц вспоминал 1992 год, когда они познакомились: «Тогда фильм Саши взяли в основной конкурс Каннского кинофестиваля, а мой – в «Особый взгляд». Как продюсер я работал с ним на четырех картинах. Он изменил мою жизнь настолько, что я на него даже злился. Саша мог кардинально менять жизни близких людей. Из-за него я понял, какой я режиссер. Это он режиссер, а я продюсер. Теперь, когда я вернулся в режиссуру и заканчиваю фильм, Саша от нас ушел. Он работал на моей картине как музыкальный продюсер, уже не вставал, только слегка приподнимался. Он попросил привезти ему курева и тортик. Я привез. Он велел разрезать торт и есть. Сам уже не мог, сказал, что посмотрит, как я его буду есть. Сколько же мы с ним прошли! Сколько ездили на бандитские разборки! Саша одалживал деньги и не мог их вовремя вернуть, и нас за это били. Тех, кто создавал лицо российского кино, мало, человек семь. Он один из них».
Как верно заметил киновед и продюсер Вячеслав Шмыров, Хван был человеком кино, не сериалов. У него была нежная душа и внутренняя свобода. Он не был пробивным, не расталкивал локтями, поэтому в суровые времена жить ему было сложно.
В ответ на слова коллег, что Хван был одаренным режиссером, которому не дали толком поработать, педагог и режиссер Владимир Фенченко отреагировал неожиданно: «Тут говорили, что Саша мало снял. Он много снял. Посмотрите его фильмографию. Другой вопрос: хотел ли он снимать то, что снимал? А снимал он не все, что ему предлагали. Пропагандистских фильмов не делал. Никакой он не несчастный. В нем было несколько талантов. Он писал интересные стихи, был музыкантом, а это совсем другой вид искусства. Кто по профессии Леонардо да Винчи? Гений. Непросто объединять в себе разные таланты».
После прощания состоялось отпевание в храме Вознесения Господня у Никитских ворот. На каком кладбище захоронят прах после кремации, родственники пока не решили.