Уже на подступах к театру на Малой Дмитровке забором выставлен ряд телекамер и фотографов. Первым, как всегда, как и многие годы, приходит Александр Збруев, над которым, кажется, время не властно. Отличная физическая форма артиста, которому хорошо за 80 - упрек всем сутулым молодым артистам, не заботящимся о своих телах. А у Александра Викторовича и дух боевой: накануне, говорят, резко выступал на худсовете, а на сборе издаёт боевой клич, который в зале поддерживают молодые его коллеги.
В зале на сцене уже стоит декорация вечернего премьерного спектакля «Маяковский». Директор Марк Варшавер открывает сбор. Почтив память ушедших в этом году из жизни Инны Чуриковой, ее супруга режиссера Глеба Панфилова и артистов Бориса Чунаева и Владимира Кузнецова, он перечисляет достижения прошедшего сезона - пять премьер, хрустальный бал «Хрустальной Турандот», открытие театра «Маска», открытие выставок, посвященных театру и, конечно, отличный ремонт - полностью обновлённый фасад, паркет в зрительском фойе. Все за свой счет.
- А теперь наши планы на 97-й сезон, - говорит он. - Первая премьера состоится уже в декабре: «На дне» (реж. Андрей Прикотенко). Семен Спивак в феврале начнет работу над «Танго» по Мрожеку. И, наконец, главный режиссер Алексей Франдетти с января начинает ставить… а это он сам вам расскажет.
Перед выступлением Франдетти, одетого в костюм оригинальной расцветки (асимметричная клетка на пиджаке и брюках) труппе представлена новая актриса, которая известна всей стране.
Татьяна Васильева войдет в нашу труппу, - подтверждает Варшавер.
Татьяна Васильева, которую я сразу и не признала из-за длинных рыжих волос, скромно поклонилась, приняла букет светлых гвоздик и села на место. После сбора труппы она рассказала мне, что пришла не на конкретную новую роль, а пока введется в «Женитьбу», на роль свахи, а там, как сказала: «Посмотрим». Ей предложена работа и в постановке «На дне», но на какую роль? «Пока не представляю, кем я там могу быть».
Алексей Франдетти был бодр и начал оптимистично:
- Вчера, когда мы репетировали «Маяковского», я в очередной раз подумал: «Какая у нас красивая труппа». Это касается всех, а не только тех, кто занят в сегодняшнем спектакле. Второй сезон встречаю вместе с вами. Для меня во многом Ленком всегда ассоциировался с прекрасными буклетами, вот мы сделали замечательный буклет «Маяковского» и, конечно, чудесный мерч.
Мерч тут же демонстрируется - яркая футболка с красным принтом кричащего Маяковского. Судя по всему, у нового главного режиссера комплексный подход к театральной продукции и ее продвижению в массы. А он уже рассказывает о собственных творческих планах:
Сначала мне хотелось сделать «Казанову». Но на предпремьерном показе спектакля «Маршрут построен» я услышал в зале детский смех.
Поэтому «Казанова» подвинулся и уступил место «Калифу аисту». Музыку для спектакля, адресованного семейной аудитории, пишет Андрей Рубцов и исключительно под вокальные возможности артистов Ленкома. Ну а потом Франдетти возьмётся за «Много шума из ничего».
К 90-летию Захарова мы придумали режиссерскую лабораторию «Марка Марка», - продолжил он. - Без пробы и лабораторий нет движения вперед. Надеюсь, что из лабораторных показов родятся будущие спектакли. Будем искать новые режиссерские имена, актёрские проявления. Концепт лаборатории состоит в том, чтобы брать тексты, пусть и не особо популярные, но с которыми работал Марк Захаров. Например, «Автоград».
Франдетти внес свободную нотку в действие, во всяком случае артисты из зала в ответ ему как бы запели.
Виктор Раков, как президент фонда Леонова, огласил имена обладателей внутренней премии коллектива. За роли, сыгранные в сезоне, ее получили Олеся Железняк, Дмитрий Гизбрехт, Анна Якунина, Светлана Илюхина, Сергей Пиотровский, Андрей Леонов, Александр Карнаушкин (кстати, за эпизодическую роль в спектакле «Бег»). А лучшим цехом признана служба звукорежиссуры.
Под занавес сбора ленкомовцы грянули «Аллилуйя» из своей бессмертной «Юноны», но с текстом по случаю.