Клод Руис Пикассо, младший сын испанского художника Пабло Пикассо, скончался в Швейцарии в возрасте 76 лет, сообщил в четверг его адвокат.
Адвокат Клода, Жан-Жак Нойер, не назвал причину смерти, отмечает The Guardian.
Клод был фотографом и кинорежиссером, который также управлял поместьем своего отца с 1989 по июль этого года, когда он передал ответственность своей младшей сестре Паломе.
Клод Пикассо почти год проработал ассистентом знаменитого фотографа Ричарда Аведона, а также фотожурналистом для Time Life, Vogue и американского журнала Saturday Review. В 2011 году он был награжден высшей наградой Франции – орденом Почетного легиона – за свою работу в качестве художника и назначенного судом управляющего имуществом своего отца.
У Пикассо было четверо детей, напоминает The Guardian. Клод и Палома были его детьми от французской художницы Франсуазы Жило, которая умерла в июне 2023 г. в возрасте 101 года. Его старший сын Павел от брака с артисткой балета Ольгой Хохловой умер в 1975 году. Майя, его дочь от французской модели Мари-Терезы Уолтер, умерла в 2022 году.
Пикассо прервал контакты с Клодом и Паломой после того, как Жило, которая была первой женщиной, бросившей его, написала мемуары об их совместной жизни. Он пытался воспрепятствовать публикации ее книги 1964 года под названием "Жизнь с Пикассо".
В 1970 году 22-летний Клод подал в суд на Францию, чтобы его признали законным сыном и, следовательно, наследником своего отца. Суд вынес решение в его и Паломы пользу, и братья и сестры стали наследниками Пикассо через год после его смерти в 1973 году.
Поместье Пикассо остается одной из богатейших династий в мире искусства. Когда Пикассо умер в возрасте 91 года в 1973 году, он оставил после себя более 45 000 работ, среди которых 1885 картин, 1228 скульптур, 7089 рисунков, 30 000 гравюр, 150 альбомов для зарисовок и 3222 керамических изделия. Он также оставил миллионы наличными. В целом на тот момент поместье оценивалось в 650 миллионов фунтов стерлингов.
“Нам пришлось бы арендовать Эмпайр-стейт-билдинг, чтобы разместить все работы”, – сказал Клод, когда инвентаризация была завершена.
Поскольку Пикассо не оставил завещания, раздел его имущества занял шесть лет и привел к ожесточенным разногласиям в семье. В конце концов было решено, что работы будут разделены между Клодом, Паломой, Майей и двумя его внуками, Мариной и Бернаром Руис-Пикассо. Писательница Дебора Трастман заметила в то время, что “паутина наследников" Пикассо "напоминает одну из [его] кубистических конструкций – жены, любовницы, законные и незаконнорожденные дети (его младший родился на 28 лет позже старшего) и внуки – все нанизано на ось, подобную костяку фигуры с непревзойденными деталями”.
В 1989 году Клод возглавил поместье Пикассо, которое занималось вопросами авторского права, воспроизведения и товарных знаков, регулярно подавая судебные иски для борьбы с подделками и неправомерным использованием. Представляя интересы одного из самых «пиратствуемых» и копируемых художников в мире, поместье выпускало все больше и больше официальных репродукций, чтобы другие не могли извлечь финансовую выгоду из интереса публики к Пикассо.
“Я никогда не ожидал и не желал играть подобную роль или иметь какое-либо влияние на наследие моего отца”, – однажды сказал Клод биографу Пикассо Джону Ричардсону.
В семье часто возникали разногласия по поводу использования имени и работ художника, отмечает The Guardian. В 1999 году, когда Клод продал имя и подпись Пикассо автомобильной компании Citroën, чтобы выпустить хэтчбек, названный в честь художника, его племянница Марина публично раскритиковала его за неуважение к гению, которого “использовали для продажи чего-то столь банального, как автомобиль". В то время адвокат Клода сказал The Guardian, что он “имел полное право использовать торговую марку Picasso”.
В 2018 году Клод раскритиковал парижский музей Пикассо за то, что он представил слишком много работ, заявив, что некоторые выставки, на которых демонстрировались работы Пикассо, были “невзрачными и не давали ничего, кроме погружения в магию великого имени”.
У Клода остались его вдова Сильви Вотье и двое их детей, пишет The Guardian.