Алексей Боголюбов — потомственный дворянин, профессиональный моряк и военный гидрограф, один из самых известных отечественных маринистов и наиболее европейский среди русских пейзажистов своего времени. Работ у знаменитого мастера академической живописи много, но все наперечет — большая часть хранится в музеях. Как раз сейчас лучшие из них готовится показать Третьяковская галерея на юбилейной выставке.
— Эту картину мои друзья случайно купили еще в начале 1990-х вместе с рядом других работ. Она была потемневшей, автор неизвестен, но сюжет им приглянулся, — рассказывает глава Центра художественной экспертизы им. И.Е.Репина Виктор Шпенглер. — Два года назад принесли ко мне и попросили изучить, не рассчитывая ни на что. Мы посмотрели и сразу подумали на Боголюбова — угадывается его стиль. Это большая удача — за всю мою 30-летнюю практику таких открытий было штук пять. У нас на реставрационном столе оказалась вещь музейного уровня, которая могла бы стать достойным украшением грядущей юбилейной выставки в Третьяковке. Чаще мы выявляем подделки, ошибки атрибуции, а тут, наоборот, — открыли шедевр.
— В какую сумму можно оценить эту работу?
— Думаю, миллионов 50 рублей. Работы Боголюбова крайне редко появляются на рынке, тем более такого уровня. Но владельцы не собираются ее продавать.
На картине изображена массовая сцена: на фоне увесистых облаков, под величественными сводами монументальных храмов, в свете фонарей толпа людей приветствует наследника престола. На первом плане носятся озорные мальчишки, с открытым ртом стоят дамы в чепчиках, мужчины тянут вверх шляпы. Написано монументально и в то же время живо.
Почему исследование заняло два года? Вопрос атрибуции — дело тонкое. Технологи и искусствоведы должны взвесить все «за» и «против», устанавливая авторство художника, тем более, что здесь речь об очень известном мастере. В этом случае сошлись все «показания». Анализ красочного слоя определил, что все пигменты из ХIХ века. Рентгенограмма дала понять, что автор писал ее в «один присест», не меняя детали. Сравнительный искусствоведческий анализ выявил, что многие работы того периода, так же, как и эта картина, не подписаны. Но рука — манера, в которой написаны облака, свет фонарей, очертания зданий, люди, — боголюбовская. А еще нашлись два карандашных эскиза симбирского сюжета и, самое важное, авторская копия с точно таким же сюжетом, которая хранится в Пензенской картинной галерее и значится под названием «Иллюминация».
К тому же сам художник оставил воспоминания о поездке в Симбирск и написанной там картине. «Приехали в Симбирск, город дворянский. Нас поместили в доме Н.Д.Селиверстова, тогда полковника <…>. Дом его был барский. Видна была даже любовь к искусству <…>. Н.Д.Селиверстов попросил меня написать ему картину нашего въезда на главную улицу, что я и сделал так, что после страшного пожара, постигшего Симбирск, картина моя, по словам Селиверстова, стала историческою, изображая прежний город до пожара», — записал художник в дневнике. Кстати, именно это упоминание позволило точно определить год создания картины. Ведь поездка цесаревича по России длилась три года — с 1860-го по 1863-й.
— Картина была темной и залаченной, когда поступила к нам. Когда мы просветили ее в инфракрасных лучах, а потом реставраторы сняли лак, открылся сюжет, где виден цесаревич в треуголке, возвышающийся над толпой охраняющих его жандармов, лица людей вокруг, — рассказывает эксперт-технолог Вадим Пятков. — Именно так Боголюбов и сопровождающие Николая Александровича описывают момент приезда в Симбирск. Туда съехались дворяне со всех окрестностей, на площади рядом были простые люди, купцы, в общем, все сословия. Мы наблюдаем за цесаревичем со Стрелецкой улицы, видим Никольско-Казанский храм и чуть дальше Троицкий собор, который сгорел во время пожара следующего года и не был восстановлен.
Кстати, эта многолюдная встреча описана в знаковом для истории произведении — «Письмах о путешествии государя наследника цесаревича по России от Петербурга до Крыма», написанном историком Иваном Бабстом и политиком Константином Победоносцевым в 1864 году. Эти хроники, название и стиль которых, по иронии судьбы, перекликаются со знаменитым произведением Александра Радищева, специалисты называют «важным памятником общественной мысли пореформенной России».