Трансляция по советскому ТВ конкурса Сан-Ремо-84 открыла нашей публике совершенно другой мир. В нем обитали роскошно одетые женщины и эмоциональные мужчины. А еще звучали песни невероятно близкие нам по мелодике, но как будто пропитанные итальянским солнцем. Один из номеров выстрелил советским женщинам прямо в сердце. Импозантный сеньор с щекочущим хрипловатым голосом пел композицию Serenata, и мелодия в сочетании с харизмой исполнителя покорили СССР без боя.
Тото Кутуньо на том конкурсе занял второе место, но в народном хит-параде он конечно сразу стал номером один. В момент заочного знакомства с советской публикой Кутуньо был уже очень успешным композитором и популярным певцом в возрасте сорока одного года. Свою самую важную песню L’ Italiano, он спел там же в Сан-Ремо годом раньше. Жюри отдало ему пятое место, однако зрительское голосование сделало его безоговорочным победителем.
К своим победам Тото шел довольно долго, и несмотря на расслабленную манеру музицирования, артисту пришлось попотеть. По большому счету для начала музыкальной карьеры у Сальваторе (так Кутуньо звали по паспорту) не было ничего кроме жгучего желания. Один из четырех детей в семье военного моряка и домохозяйки проявил интерес к музыке довольно рано, но никогда не учился ей профессионально. Отец играл на трубе и даже основал самодеятельный ансамбль, что видимо и обеспечило будущей звезде отличную атмосферу для реализации своей страсти к музыке.
В семь лет он сидел за ударной установкой в ансамбле отца, в тринадцать вошел в тройку победителей на региональном конкурсе, а в двадцать, уже будучи опытным музыкантом, основал свою группу. Плотные гастроли по Италии в те времена не приносили больших денег, но молодому Кутуньо, можно сказать, повезло когда он познакомился с девушкой по имени Клара. К нежным чувствам, которые накрыли молодую пару, очень удачно добавилось благосостояние родителей Клары. В итоге Тото не нужно было думать о жилье и хлебе насущном, когда он решил самостоятельно сочинять музыку.
Дальнейший ход событий можно уместить в типичную для шоу-бизнеса схему: нужно оказаться в нужное время в нужном месте. Даже знаменитые исполнители изо всех сил ищут новый репертуар, и видимо пребывая в таких поисках француз Жак Пле, занимавший пост худрука команды певца Джо Дассена, обратил внимание на итальянский тандем, состоявший из композитора Тото Кутунью и поэта Вито Паллавичини.
К работе подключаются французские текстовики и в композиторском портфолио Кутуньо появляются Et Si Tu N’ Existais Pas, Salut, L’ Ete Indien. Это походило на неожиданный выигрыш в казино, а с учетом того, что год спустя Тото напишет Ciao Bambino, Sorry для Мирей Матье, может показаться будто этот итальянец определенно знает какой-то музыкальный прикуп. Скорее всего, так оно и есть, если вспомнить Amore No и Soli, написанные Кутуньо для Адриано Челентано, а также множество хитов уже для сольной карьеры.
В 1985 году настоящий итальянец впервые выступил в СССР. Ходили слухи будто пригласил его сам Михаил Горбачев, а к фактам относится то, что в Москве и Ленинграде Кутуньо дал три десятка концертов, на которые было совершенно невозможно пробиться. С тех пор и Россия и просторы бывшего СССР стали местом, куда он мог приезжать при первом своем желании и рассчитывать на огромный успех.
Казалось, что Тото Кутуньо просто купается в любви и успехе. Однако в жизни не связанной с музыкой ему везло гораздо меньше. После аборта, который жена музыканта сделала по рекомендации врачей, Тото и Клара лишись возможности стать родителями. Огромное желание взять на руки своего ребенка стало одной из причин романа на стороне. А когда молодая бортпроводница Кристина Ланчи родила 46-летнему артисту сына Нико, Кутуньо вернулся к жене и Карла сумела его простить.
В 2008 году звезде поставили онкологический диагноз. Операция прошла успешно, однако химиотерапия и реабилитация после нее едва не поставили крест на карьере. Но, как говорят близкие, даже в самые тяжелые моменты он подходил к роялю, а как только врачи позволили, вышел на сцену и вскоре спел для русскоязычной публики.
«Ваши песни так любят в России, что можно подумать будто вы разгадали секрет русской души. Можете нам его поведать?» — поинтересовались авторы «Звуковой Дорожки» в личной беседе с Тото Кутунью, состоявшейся несколько лет назад. «Итальянский мелодизм просто не может не нравиться», — патриотично заметил сеньор Кутуньо. Но тут же добавил: «К России у меня все же особое отношение. Она стала для меня вторым домом, и всякий раз, когда я приезжаю к вам в гости, чувствую себя счастливым.»
Миллионы россиян навсегда запомнили песни и голос Тото. В свое время он был одним из тех, кто влюбил во все итальянское даже знавших об Италии только по учебникам географии. И долгие годы оставался для них проводником в великую музыкальную культуру, хотя сам писал лишь эстрадные песни. Тото Кутунью больше не исполнит их сам, но останется в каждом куплете и припеве.