Родственники легендарного директора ГМИИ Антоновой выставили ее архив на аукцион

Вокруг выставленных на торги сокровищ уже поднялся хайп

Странная история разворачивается вокруг наследства Ирины Александровны Антоновой, которая больше полувека возглавляла Пушкинский музей. Она скончалась три года назад и все ее имущество досталось единственному сыну — Борису Ротенбергу. Еще в детстве талантливому мальчику был поставлен неутешительный диагноз — аутизм. После смерти Ирины Антоновой заботу о Борисе взял на себя Пушкинский музей, но в июле прошлого года Ротенберг умер от сердечной недостаточности. Антонова не оставила завещания, поэтому все ее наследие досталось дальним родственникам. А те не пожелали передавать архив в музей, а вместо этого выставили его на аукцион. Насколько ценны книги, которые скоро уйдут с молотка, и будет ли ГМИИ и другие арт-институции участвовать в торгах, разбирался «МК».

Вокруг выставленных на торги сокровищ уже поднялся хайп
Фото: wikipedia.org / Council.gov.ru / CC BY 4.0

Каталоги с выставок, книги по искусству разных эпох, брошюры и музейные путеводители — несколько тысяч лотов из семейного архива Ирины Антоновой и ее супруга, известного искусствоведа Евсея Ротенберга продадут с молотка в четыре этапа. Первый аукцион состоится 30 августа, финальный — 14 октября. По каким ценам – сложно понять, торги за каждый лот будут начинаться со 100 рублей. По крайне мере, так указано на сайте аукционного дома. Но, как это принято в аукционном бизнесе, у каждого лота есть свой резерв – минимальная сумма, за которую с ней готов расстаться владелец. Заранее нельзя узнать этот минимум. Вокруг выставленных на торги сокровищ уже поднялся хайп. В первую очередь из-за того, что архив Ирины Антоновой немыслимо себе представить вне стен родного для нее Пушкинского музея. 

К тому же, будучи директором ГМИИ, преемница Антоновой Марина Лошак собиралась назвать один из корпусов будущего музейного городка именем Ирины Александровны: Антоновский центр должен был заняться передовыми гуманитарными исследованиями. Вместе с тем она говорила, что архив Антоновой будут изучать, каталогизировать и показывать публике — как важную часть истории музея и одного из ключевых его директоров. Когда недавно появилась информация о том, что вступившие в наследство дальние родственники Ирины Антоновой и Евсея Ротенберга отказались передать или продать семейный архив ГМИИ, Лошак предложила выкупить библиотеку. Этого хотели бы все, кто работает в Пушкинском. Но переговоры зашли в тупик, теперь библиотека выставлена на торги.

Тут стоит пояснить, что Ирина Антонова, скончавшаяся на 99-м году жизни, не оставила завещания. Поэтому какое-то время вокруг ее наследства была тишина: дальние родственники разбирались между собой и вступали в свои права. «МК» стало известно, что наследников несколько: двое из них со стороны Евсея Ротенберга — это сын и внук его сестры Галины, и один – дальний родственник со стороны Ирины Александровны — Александр Рафаилович Антонов. На днях Пушкинский музей прокомментировал ситуацию: «ГМИИ им. А.С. Пушкина ранее неоднократно озвучивал свою заинтересованность и готовность приобрести эту коллекцию изданий. К сожалению, соответствующее предложение Пушкинскому музею со стороны наследников не было сделано». Примерно то же в телефонном разговоре с «МК» сказала нынешний директор музея Елизавета Лихачева.

– Родственники Антоновой на законных основаниях могут делать с наследством, что считают нужным. Мы хотели бы, чтобы архив попал в Пушкинский музей, но что я должна в этой ситуации делать: попросить у Минкульта несколько пару миллионов? Мы не можем заранее знать, что почем. Ирина Антонова не оставила завещания. Если бы она хотела, чтобы эти книги оказались в музее, она бы написала об этом. Но ничего нет. Все, что она хотела оставить в музее, она принесла сюда при жизни.

Действительно, самую ценную часть своей библиотеки и рабочей документации Ирина Антонова хранила в своем кабинете. Он всегда был завален бумагами, а несколько книжных шкафов были плотно заставлены редкими изданиями. Теперь большая часть этих архивов находятся в отделе рукописей ГМИИ или в музейной библиотеке. Некоторые бумаги Ирины Александровны можно было видеть на выставке «Кабинет директора».

Справедливости ради, нужно также пояснить, что многое из выставленного на аукцион принадлежало супругу Ирины Александровны — Евсею Ротенбергу, известному искусствоведу, одному из крупнейших отечественных специалистов по истории и теории западноевропейского искусства XVI-XVII веков. Он тоже в свое время работал в Пушкинском музее – с 1947 по 1953 годы. И был одним из тех сотрудников, кто принимал на хранение Дрезденскую галерею. Позже Ротенберг работал в секторе западноевропейского искусства НИИ теории и истории искусств Академии художеств СССР. Но большую часть жизни Евсей Иосифович трудился дома. По натуре он был интровертом, таких называют «кабинетными учеными». Соответственно, книги и материалы, с которыми он работал, находились дома. Евсей Ротенберг скончался в 2011 году. Весь его архив остался у супруги и сына. То есть анонсировать аукцион, как распродажу архивов исключительно легендарной Антоновой – скорее пиар-ход. Это во-первых.

Во-вторых, среди выставленных предметов есть те, которые не представляют особого музейного интереса. Например, там много каталогов, которые и так легко найти в продаже. Есть, конечно, и редкие издания, но далеко не все. «Как это часто бывает вокруг книг, сохраняющих для многих пока ещё в нашей стране статус некой сакральности, шума всегда много, – уверен библиофил и сотрудник Третьяковской галереи Максим Павлов. – Вместе с тем, во всяком случае по анализу того, что выставлено на торги, личная библиотека ИА не несет в себе признаков научной библиотеки (подбирается специально и систематически в результате многолетних усилий), а является с одной стороны библиотекой даров, а с другой в большей степени отражает её личные интересы - тем она и интересна как комплекс, если, конечно, планировалась некая «музеефикация» биографии хозяйки. Безусловно, среди выставленного на торги есть представляющие музейный интерес книги и каталоги с автографами, хотя даже зарубежная часть библиотеки представляет собой (за небольшим исключением) не слишком большие книжные редкости. Наиболее ценная часть собрания - музейные афиши зарубежных выставок (и вот здесь бы на месте ГМИИ я бы точно их выкупил у аукционного дома, если, конечно, их дубли не хранятся уже в фондах самого музея)».

То есть, если и охотиться за «библиотекой Антоновой», то надо делать это с толком, с расстановкой. С пониманием. По информации «МК», сотрудники Пушкинского и других арт-институций, дружественных музею, все-таки попытаются выкупить наиболее ценные экземпляры. Среди таких, например, редкие каталоги западных выставок и издания на музыкально-театральную тему, характеризующие вкусы Ирины Александровны. 

Но в целом шумиха вокруг распродажи, мягко говоря, преувеличена, во многом из-за легендарности хозяйки архива, на имени которой теперь пытаются сделать деньги. В этой ситуации с одной стороны противно, с другой отрадно, что про Ирину Александровну помнят. Хотя лучше бы ее имя звучало в другом контексте.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29089 от 10 августа 2023

Заголовок в газете: Архивное дело Ирины Антоновой

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру