Выпускник Политехнического института (специальность — оформитель книг) увлекся фотографией на фронте. В 1941-м, после первого курса, он ушел на войну, где дважды был серьезно ранен и получил за доблесть и отвагу две медали, а еще обзавелся там трофейной «Лейкой». Вернувшись, начал осваивать аппарат, и скоро понял, что это и есть его призвание. Поэтому в 1947-м Лев Блюмштейн сменил фамилию отца на материнскую и стал рассылать свои снимки в разные издания. Первые фотографии опубликовала студенческая газета «Сталинский печатник», потом юноша устроился в «Спортивную жизнь России», где скоро стал ведущим фотографом. Вскоре его позвали в «Огонек», который был главным журналом страны. Бородулин и тут проявил себя на высоте и стал ведущим фотографом по спортивной теме, где было меньше политической пропаганды, а значит больше свободы самовыражения. Бородулин искал интересные ракурсы, у него был свой стиль, а еще он любил экспериментировать. Снимки Бородулина выходили во многих советских и зарубежных изданиях. К 1960-му году, когда случился скандал вокруг фото «С вышки», он был на пике славы и успел объездить полмира.
Эта мастерская фотография, разделившая его жизнь на «до» и «после», была сделана на Летних Олимпийских играх в Риме. Специально ради кадра Бородулин забрался на верхнюю вышку и снял спортсменку, которая прыгала в воду с трамплина пониже. Получился отличный ракурс с четкой геометрией и мощной динамикой. Не удивительно, что его поставили на обложку журнала «Огонек» (№ 38). Однако председатель ЦК Михаил Суслов, увидев тот журнал, обратил внимание не на ракурс, а на саму спортсменку. И, кажется, немного перевозбудился. Он назвал снимок «летающей ж…й». И даже потрудился написать в газету «Правда» письмо от лица неназвавшегося, но очень разгневанного «читателя», где призвал общество выразить «решительный протест против подобной эротики». Скандал разразился, когда Бородулин еще был в Италии. По возвращении из командировки его уволили из «Огонька». Другие издания с тех пор неохотно публиковали снимки «неблагонадежного» автора. Но Бородулин сдался не сразу, он оставался в СССР до 1972 года. А потом все-таки эмигрировал в Тель-Авив, где продолжил заниматься любимым делом. Он и тут снимал спортивные события, но больше сфокусировался на людях.
Примечательно, что на юбилейной выставке самые известные, широко растиражированные снимки Бородулина занимают не главное место. Например, та самая поворотная фотография «С вышки» висит у прохода в крайнем левом углу. Ее легко можно проскочить и не заметить. Так же неприметно висят многие другие известные кадры. У зрителя есть возможность выделить главные из них, руководствуясь личными впечатлениями. А выбрать есть из чего: тут и знаменитости (как Лев Яшин с победным кубком над головой), и массовые парады гимнастов, и неожиданные снимки (вроде спортсменки, которая изгибается в прыжке так, что кажется у нее нет головы). У Бородулина много курьезных кадров, которые выдают его характер. «У папы было прекрасное чувство юмора, о спорте он часто говорил, когда видел какую-нибудь травму: «Ничто так не укрепляет здоровье человека, как спорт», - замечает сын фотографа Александр.
Второй зал выставки наполнен цветными фотографиями. Лев Бородулин был одним из первых фотографов СССР, который начал делать цветные фотографии и снимать на слайдовую пленку. Здесь же можно найти его фотографии, сделанные на объектив «рыбий глаз». Бородулин был первым советским фотографом, который начал использовать этот объектив. Знатоки найдут тут много знаковых кадров, а вот следующий зал удивит даже специалистов. Тут представлены фотографии, которые Бородулин делал уже после эмиграции — в Израиле. Кучерявые раввины в окружении многочисленных детей. Усатые продавцы в лавках. Перед нами репортажная съемка с улиц, где Бородулин предстает не только мастером с чувством юмора и цепким глазом, но и лириком, для которого важна повседневная жизнь людей, их быт и случайные искренние эмоции. Если в спорте фотограф ловил моменты накала страстей, то в своем еврейском цикле фокусировался на мимолетном, чуть уловимом...
В финальном зале можно найти правила, которые для себя сформулировал Бородулин. Их пять. Во-первых, стараться отходить от группы фотографов и быть немного вдалеке. Во-вторых, концентрироваться не только на победителях, но и на побежденных. В третьих, думать, прежде чем снимать. А еще — думать не только о моменте, но и о ракурсе. И наконец, очень важно предугадывать момент. Эта формула, собственно, и легла в название выставки.
Завершается проект фотографиями из коллекции Льва Бородулина, которые он собирал многие годы. Тут тоже много знакомых и знаковых кадров — от Александра Родченко до Евгения Халдея. Впрочем, они не выглядят старыми и потертыми, то есть, видимо, напечатаны к выставке. Авторские права на них принадлежат наследникам фотографов. Поэтому не совсем ясно, чем именно владеет фонд Бородулина, которым теперь руководит его сын. Может, перед нами личный выбор предпочтений классика? Сын фотографа Александр Бородулин затруднился прокомментировать подборку и авторские права на нее, сказав, что это «сложный вопрос».