— Сейчас труппа «Русского балета» находится на гастролях в Китае. Два месяца уже там. Выступают везде — в Пекине, Шанхае, китайской провинции. За 62 дня дали 64 спектакля. И Вячеслав Михайлович с ними. Вначале он поехал на две недели, вернулся, потом был в Китае еще две недели, и вот сейчас к концу гастролей опять туда уехал, — рассказывает педагог-репетитор коллектива, а в недавнем прошлом незабываемая прима «Русского балета» Масами Чино (на фото). В труппе японская балерина с 1990 года, то есть уже 33 года. Она знает юбиляра как никто другой из артистов компании.
— А я не могу дозвониться до Вячеслава Гордеева. День рождения он будет отмечать в Китае?
— Нет, все-таки в Москве. Но широко отмечать юбилей он не собирается. Некогда. Впереди у труппы гастроли в Петербурге. В сентябре — опять Китай. Но в октябре и ноябре планируется блок спектаклей «Русского балета», приуроченный к его юбилею. Будет спектакль и в Большом театре.
— Вы много лет вместе работаете. Расскажите о Вячеславе Михайловиче…
— Он замечательный. Я ему очень благодарна. Я иностранка, и он был единственным человеком в 1990 году, который брал иностранцев в труппу. Раньше это было совершенно невозможно. Еще до меня в труппе работала итальянка. Уже когда я танцевала, появился Морихиро Ивата. Потом были американка, австралийка, кореянка, много японских танцовщиков. Они приезжали, уезжали, возвращались. У труппы сейчас благодаря Вячеславу Гордееву большое количество спектаклей по сравнению с другими московскими труппами. Постоянно гастролируем. Вячеслав Михайлович создал крепкую в профессиональном отношении труппу.
— Когда вы пришли в «Русский балет», все было не так?
— Когда я только пришла, в труппе было где-то 30–35 человек. А сейчас в ней больше 60 артистов. Одни уезжают на гастроли, другие остаются и работают здесь. Вячеслав Михайлович не только значительно увеличил компанию, но и создал интересный репертуар. В начале моей работы здесь целых спектаклей еще не танцевали. Больше концертные номера. При мне поставили «Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчика», «Спящую красавицу». То есть Гордеев создал в театре классический репертуар, но ставит не только классику в своих редакциях, но и собственные балеты: «Последнее танго», «Бахчисарайский фонтан», «Золушка». Это все его хореография. «Щелкунчик» тоже его. Там только па-де-де Вайнонена. Остальное им поставлено заново.
Вячеслав Михайлович Гордеев — звездный ученик такого прославленного педагога, как Петр Пестов. Тогда тот только пришел в Московское хореографическое училище. Класс, где выпускниками были знаменитые впоследствии премьеры Большого театра Вячеслав Гордеев и его одноклассник по балетному училищу Александр Богатырев, оказался первым выпуском этого педагога, создававшего звезд. Потом он выпустит Владимира Малахова и Николая Цискаридзе, но Гордеев и Богатырев самые первые его ученики.
По окончании училища в 1968 году Вячеслав Гордеев тут же был принят в Большой. Танцевал абсолютно все, все ведущие партии в балетах Григоровича… Всю классику: принца Зигфрида в «Лебедином», причем и в старомосковской редакции Мессерера, и в балете Юрия Григоровича; Базиля в «Дон Кихоте»; принца Дезире в «Спящей красавице». Принц в балете Григоровича «Щелкунчик» стал знаковой партией этого танцовщика. С этого балета все и началось. Партия Арлекина в нем стала первой ролью Гордеева на сцене Большого театра, и танцевал он ее почти сразу, как только попал в труппу.
Основное качество этого артиста — академичность исполнения. Притом что чистота танца была в то время, прямо скажем, не в моде и находилась у советских танцовщиков где-то на заднем плане. Тогда увлекались элементами ультра-си, изобретали все новые и новые трюки, что было не очень принято, например, на Западе. Некоторые советские танцовщики, поражавшие публику техническими наворотами и элементами ультра-си, приводили западную критику подчас в шоковое состояние. Супертехничные элементы советской школы поклонники Баланчина на дух не воспринимали. А вот Гордеев среди советских танцовщиков выделялся не только огромным талантом, но в первую очередь академичностью.
Эти его качества и подчеркивали зарубежные критики, называя его «обыкновенным божеством». «Он более западный по стилю танцовщик, нежели другие артисты труппы», — писал Арлин Кроче из авторитетного журнала New Yorker, описывая американские гастроли балета Большого в 1979 году. Тогда Гордеев был на пике своих возможностей, участвовал в трех из пяти балетов, которые легендарная труппа привезла в Новый Свет. «Он сильный, по-мужски красивый, у него совершенный стиль, а также дар иметь внешний вид абсолютного гения на сцене — не замороженного в картинку. На языке классического танца он говорит естественно и с удивительным поэтическим талантом. Он умеет соединять классический синтаксис в новые конструкции» — это из рецензии того же критика о гастролях Большого 1975 года.
Гордеев действительно был рафинированным классиком, но при этом еще и блестящим виртуозом. В его танце доминировали чувство стиля, благородство и отточенность позировок. А самым большим чудом в творчестве Гордеева стал дуэт с Надеждой Павловой. Таких в XX веке было всего три: Рудольф Нуреев — Марго Фонтейн, Владимир Васильев — Екатерина Максимова, а в 1973 году Вячеслав Гордеев становится постоянным сценическим партнером Надежды Павловой. На протяжении 12 лет, вплоть до 1985 года, они танцуют вместе. А в 1973-м Надежда Павлова, еще скромная ученица пермского училища, производит сенсацию — завоевывает Гран-при II Международного конкурса артистов балета в Москве. О дуэте Гордеев — Павлова говорит вся страна, ими восхищается весь мир.
— Во Владивостоке я была свидетелем того, как встречали эту пару. Это было что-то невообразимое. Точно так их восторженно принимали по всему миру и по всей стране, — рассказывает главный редактор журнала «Балет» профессор Валерия Уральская.
— Валерия Иосифовна, напомните, ведь Вячеслав Гордеев еще и самый первый лауреат единственной в России профессиональной премии «Душа танца», которую учредил ваш журнал?
— Да. Тогда среди восходящих звезд была Ульяна Лопаткина и Николай Цискаридзе. Как хореограф получал статуэтку «Душа танца» Борис Эйфман. А как творческого директора театра «Русский балет» мы чествовали Вячеслава Гордеева.
— Что вы можете сказать о нем как о творческой личности?
— Если говорить о нем как о танцовщике — а с этого надо начинать, — то это очень четкий, красивый, с отличной исполнительской классической школой танцовщик. Он технически чистый и элегантный, как это было у всех пестовских учеников. Он полностью вел весь репертуар Большого театра. Потом был в Большом театре художественным руководителем, практически с нуля создал свой коллектив, который очень много выезжал, гастролировал. Что касается Гордеева как хореографа, то тут я бы выделила его балет «Последнее танго» на музыку Пьяццоллы. Этот балет Гордеев ставил сначала для Большого театра, а потом перенес его и в свой коллектив. Из его классических редакций это, конечно, «Золушка». Гордеев как хореограф очень чутко отнесся к музыке Прокофьева. Одна из основных тем в музыке этого балета тема рока, и она Гордеевым была очень удачно решена. Вообще, все свои редакции классических балетов Вячеслав Михайлович ставит со знанием спектакля, отлично разрабатывает авторский хореографический материал. Да и вообще он работает очень активно, всюду член жюри, руководит кафедрой хореографии в ГИТИСе, ведет свой балетмейстерский курс. Я бы сказала, что это человек, сохраняющий традиции русской школы классического танца. И это очень ценно…