– Лоренсо, с чего началась ваша любовь к России?
– Моя любовь началась в квартире бабушки Антонии и дедушки Леокадио по материнской линии, когда мне не было и четырех лет. Недопонимание между мною и ухажером моей мамы способствовало тому, что я остался жить с бабушкой и дедушкой. Шел ноябрь 1961 года.
Порядки в моей семье были такие: дедушка, как самый старший, всегда первый заводил тему разговора во время еды. Однажды он неожиданно заговорил про русского человека, который полетел в космос, про Юрия Гагарина. Он так красочно его описывал, что у меня возникло представление о Гагарине как о небожителе. К тому же чосиканское небо ночью всегда чистое и полно звезд, что лишь способствовало моей мечтательности. С того момента я стремился встретить русских: расспрашивал о них у бабушки с дедушкой, они объясняли мне, что этот народ очень развитый и дружественный.
Вторым человеком после Гагарина для меня стал Лев Яшин, легендарный советский вратарь. Увидел его в одной из газет, что мой дядя приносил домой. Так как футбольный стадион располагался прямо под домом, где я жил, я быстро влился в футбольную среду. Уже в семь лет у меня и моих друзей была организована команда «Тумикс» из 12-13 мальчишек. Мы начали участвовать в местных чемпионатах.
Это было жуть как интересно, тогда в Перу было многих таких энтузиастов, как мы. В 1969 году проходил годовой чемпионат детских команд, в котором мы, конечно же, приняли участие. Тот чемпионат мне запомнился по трем причинам. Во-первых, я стал бомбардиром, забил то ли 42, то ли 43 гола. Во-вторых, мы заняли второе место из двадцати четырех команд. А в-третьих, мне предложили играть в серьезной команде на нормальных стадионах, отметив мою игру.
Но в пятнадцать лет я получил травму, «доигрался» как говорят. Зрение быстро портилось. Пришлось отказаться от футбола, после чего наступила пустота: было непонятно куда идти. Началась вторая страница моей жизни.
– Именно в этот период вы познакомились с музыкой?
– Да. Однажды где-то в январе 1973 года, во время летних каникул, я проходил мимо дома моего друга Фректора Кордоба Ронкала, который очень любил играть на гитаре. Он меня заметил, мы поздоровались. Он говорит: «Лоренсо, ты куда исчез?» Я ему ответил: «Не знаю, чем заняться» и что-то еще в этом духе. Оказалось, у него было две гитары: Фректор был музыкально одаренным парнем, сам сочинял песни. Мою хандру он решил побороть музыкой, предложил играть вместе.
Мы создали дуэт «Los Reales», с июля 1973 года начали выступать в школах. Чуть позже Фректор пригласил меня в ансамбль «Costa Verde», которым руководил Хавиер Лойола.
Ансамбль чаще всего играл на свадьбах, днях рождениях, причем всю ночь, до шести утра. Все это, конечно, было здорово и интересно, но я начал думать об уходе: атмосфера было мне не по душе, знаете, такая «богемная», что ли, все бездумно пили и веселились. А я человек, воспитанный в строгой семье, верующий, до сих пор молюсь по три раза в день, все это меня напрягало, поэтому я вскоре отблагодарил ансамбль за предоставленную возможность и ушел. Конечно, меня отговаривали, но я был тверд в своем решении…
В десятом классе я стал старостой школы. К слову, я очень любил химию, в ней я открыл для себя других людей, достойных восхищения: Ломоносова и Менделеева.
Прошло примерно два года, я уже преподавал. Прочитал, что есть повышение квалификации для молодых учителей. Решил попытать счастья, но там было очень ограниченное количество мест.
Вдруг я вспомнил, что дядя Умберто, у которого я подрабатывал в школьные годы, рассказал мне: можно поехать в СССР, выиграв конкурс. Также вспомнил адрес Института перуанско-советских отношений, и решил пойти туда пешком, расспрашивая прохожих: на автобус денег не было. Это был конец 1978 года.
В 1979 году с друзьями создали ансамбль латиноамериканской музыки, я им руководил. Ансамбль назывался Llaqtachaskinkuna, то есть «Посланцы народа», решили взять название со смыслом. Собирались в свободное время, после занятий репетировали: работу преподавателя я не бросал.
12 августа 1980 года, за 2 часа до начала концерта, меня вызвали прямо с репетиции в институт. Пришел молодой мальчик и говорит мне: «Лоренсо, вас зовет сеньора Хуана Гальаодо, вице-председатель института».
В начале сентября того же года я улетел.
– Тяжело было вливаться в незнакомый социум?
– Конечно. Вначале, как многим другим, мне казалось, что буквы русского языка странные, словно перевернутые. Но стоило приглядеться и все встало на свои места. Мне еще повезло с учителем в Московском Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы (сейчас РУДН), старательные занятия не прошли даром. Впоследствии в Перу, я туда вернулся на четыре года с гаком, преподавал русский язык. На удивление желающих было много, на этом я заработал хорошие деньги.
– Если конкретнее, что же все-таки вас привлекло в России?
– Люди, культура, интеллект. Когда я работал в перуанском университете, я ощущал, что там не тот уровень, мой интеллект требовал большего. Как приехал, так сразу окунулся в академическую среду, возможностей для развития здесь было больше..
– Кроме исполнения ибероамериканской музыки и русских романсов, вы пишите и исполняете свои песни. Для вас это тяжелый процесс?
– Нет-нет. Эта всегда очень интересно, я нахожу в этом особое удовольствие. Я устраиваю множество концертов разного рода, некоторые посвященные Перу, знакомлю людей с латиноамериканской культурой. Еще будучи студентом РУДН, я успешно участвовал на различных фестивалях. Кстати, мое музыкальное творчество – еще один способ поблагодарить Россию, принявшую меня с распростертыми руками.
– Что самое главное для вас в жизни?
– Это моя семья: дочки, жена, внуки. Мою жизненную позицию отображают два, так сказать, лозунга. Один из них «¡Siempre Adelante!», то есть «Всегда вперед!», и «Ser útil al máxímo», что означает «Быть максимально полезным».
25 июля в Библиотеке иностранной литературы прошел десятый сольный концерт Лоренсо Де Чосика, посвященный Дню независимости Перу. Перуанский музыкант исполнил как ибероамериканские композиции и русские романсы, так и собственные песни, которые зрители встретили овациями. По его словам, это великолепный стимул для продолжения музыкальной деятельности.