— Петр, опыт общения с донецкими и луганскими детьми позволил вам сделать вывод, насколько мощным кадровым потенциалом обладает Донбасс? Я выражусь прагматично, но можете ли вы однозначно сказать, что с ними есть смысл работать сразу на высоком профессиональном уровне?
— Вопрос так не стоит: имеет смысл или не имеет. Конечно же, имеет. Талантливые дети есть везде, Донецкая и Луганская народные республики, Запорожская и Херсонская области не исключение. При этом надо сказать, что восемь последних лет, даже девять, дети оттуда фактически не могли полноценно заниматься музыкой. В этом смысле уровень, конечно же, неровный. Но есть очень талантливые ребята, и я в мои единомышленники, решившие помогать молодым талантам, будем в дальнейшем курировать их карьеру. Мы договорились со многими филармониями по стране — от Луганска до Читы, что лучшим юным музыкантам они предоставят площадку для сольных концертов.
По-хорошему, это должна быть комплексная, системная работа, но я не могу сейчас приехать в Донецк и провести там мастер-класс. Это абсолютно невозможно — в республике запрещены все массовые мероприятия.
— Ваши поездки на Донбасс — как часто они бывают?
— Не только Донбасс — я езжу по всей зоне проведения СВО. Неделю назад закончилась моя 17-я поездка, если считать с апреля прошлого года, получается примерно один раз в месяц. Неделю назад я дал 106-й свой концерт в зоне проведения боевых действий.
— Ваши основные слушатели — это военные?
— В основном бойцы. Но, скажем, в феврале мы с ансамблем камерной музыки, фортепианным квинтетом нашей мастерской, с моими родителями объездили все четыре освобожденных региона с концертами: Скадовск, Геническ, Мелитополь, Мариуполь, Донецк, в Луганск я отправился сам, но это детали.
— В тех местах как население слушает музыку? Вообще что можно сказать о людях — видели ли вы «эхо» пережитого, испуг в глазах?
— Напуганы они только обещаниями их всех убить, звучащими со стороны так называемого правительства Украины. Но какого-то особого испуга я не заметил.
В Скадовске для нас сделали маленький встречный концерт, местные дети пели патриотические песни под гитару. Было очень приятно. При этом зрительный зал был полным. В Геническе (а это сейчас вынужденная столица Херсонской области) послушать классику пришло много представителей старшего поколения — с ними мы всегда находим общий язык.
Мы гастролируем по всей России, попадая в Улан-Удэ, Санкт-Петербург, Тверь, Махачкалу или Владикавказ, общаемся со зрителями и одновременно даем «фронтовой концерт». Помимо выступления, то есть непосредственно игры на скрипке, каждый раз ощущаешь большую эмоциональную нагрузку. Потому что в разных аудиториях, с разными настроениями нужно уметь подобрать правильные слова. Выступать перед солдатами для меня — это самая простая задача и самое любимое занятие. Солдаты ближе всего моему сердцу. Но им ты говоришь одно, в условной Бурятии ты говоришь другое, а в Петербурге, где может быть протестно настроенная, либеральная публика, которая сидит и как бы говорит тебе: «Ну давай, поучи нас, как Родину любить, а мы послушаем» — говорить нужно третье.
На самом деле эта работа невероятно необходима именно внутри страны. Но в первую очередь разговаривать нужно с детьми и молодежью, причем с «открытым забралом», отвечая на их реальные вопросы, а не заранее подготовленные и отобранные.
— Представьте себе ситуацию: армия зашла в некий город. В первую очередь людям нужно дать хлеб, воду, восстановить подачу электроэнергии, обеспечить медикаментами. На каком месте в списке базовых жизненных потребностей культура?
— Культура — это становой хребет общества. Музыка, литература, живопись — это универсальный язык, нас идентифицирующий и объединяющий. Была потрясающая история, когда в июле 2022 года я играл у Драмтеатра вместе с пианистом Александром Романовским. К нам подошел дедушка 78 лет и сказал: «Спасибо за то, что вы делаете. Без хлеба выжить возможно, а без музыки нет. Я сорок дней жил под обстрелами и не видел ни куска хлеба. Но я каждый день пел — и это спасло мне жизнь».
Я не могу сказать — вот, на таком месте должна быть культура. Думаю, заходить должно все вместе одновременно. Как было опять-таки в Мариуполе 10 апреля, только-только освободили окраины города. И мы туда прибыли с концертами, но с нами пришел грузовик с хлебом, водой, гигиеническими принадлежностями и так далее. Тогда мы играли для пары тысяч людей. Но если только одному из них стало легче — это уже имело смысл.