Обыкновенное чудо
Так можно назвать Алексея Франдетти, который ровно год назад стал главрежем «Ленкома» и исхитрился поставить за сезон в разных театрах рекордное количество спектаклей. В том числе «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца с музыкой Геннадия Гладкова, ставшей уже классической. И хотя спектакль этот не московский, а питерский (премьера состоялась в ТЮЗе имени Брянцева), событие оказалось вполне столичное: москвичи, как известно, посещают петербургские премьеры так же легко, как и московские. Франдетти сделал спектакль столь же далекий от культового фильма Марка Захарова, сколь близкий к драматургическому первоисточнику, а исполнитель роли Волшебника — звезда русского мюзикла Иван Ожогин, придал «Обыкновенному чуду» значительную степень необыкновенности.
К числу наиболее удачных постановок режиссера-рекордсмена относится и «Рождественская история» по Диккенсу в Театре кукол имени Образцова. Волшебный спектакль, наполненный чудесами, трюками, хорошей музыкой, добротой и необходимым нашим детям, да и взрослым тоже, нравственным смыслом. А еще здесь есть великолепные, как водится в этом театре, куклы в сочетании с талантливыми актерскими работами. Во главе ансамбля дядюшка Скрудж, сыгранный выдающимся мастером Ефимом Шифриным.
Отметить стоит постановку «Свадьбы Кречинского» Александра Колкера в Малом театре — первого советского «официального мюзикла», который тоже успел стать классикой. Интересным был и совершенно новый продукт — «Петя и фолк» молодого композитора Андрея Зубца на сцене Таганки.
И это далеко не весь список спектаклей, выпущенных Алексеем Франдетти в минувшем сезоне. Планку качества при таком количестве держать непросто — именно этого и хочется пожелать плодовитому режиссеру.
Оперная вершина
Лучший оперный спектакль приберегли на финал сезона: «Сельская честь» Пьетро Масканьи в постановке режиссера Дмитрия Бертмана и дирижера Евгения Бражника закрыла сезон «Геликон-оперы», став его кульминацией. У Дмитрия Бертмана за 33 года работы в созданном им «Геликоне» (именно такую красивую дату отметил в этом году театр) были разные спектакли и спорные решения. В «Сельской чести» он предъявляет некий оперный идеал — гармоничное сочетание современного взгляда и традиции, ярких внешних приемов и глубоких смыслов, оригинальности и классичности. Разумеется, все это оказалось возможным именно с этой труппой, с этими солистами, с этим оркестром и этим хором, которые со дня основания жили одной семьей — прибавляясь, развиваясь и передавая опыт и уклад своего театра-дома новым поколениям. 33 — возраст знаковый. В этот момент творческий организм рискует умереть, но может и выйти на новый виток. «Сельская честь», вслед за прошлогодней «Аидой», демонстрирует, что «Геликон» уверенно ступает на новую вершину, полный вдохновения и сил.
Оперный провал
Как ни грустно, но в этом сезоне самая крупная неудача постигла постановку главной оперной сцены страны — Большого театра. И это «Луиза Миллер» Джузеппе Верди в постановке Георгия Исаакяна. Режиссерское решение озадачило своей поверхностностью и незрелостью, удивительными для такого признанного мэтра оперной режиссуры. Сложилось впечатление, что мастер создал пособие для неофитов под названием «Чего ни в коем случае нельзя допускать в современной оперной режиссуре», собрав в единый комплект набившие оскомину оперные штампы.
Конкуренцию «Луизе» в этой номинации чуть было не составила «Норма» МАМТа имени Станиславского и Немировича-Данченко в трактовке Адольфа Шапиро. Однако Хибла Герзмава, исполнившая заглавную партию, была настолько хороша, что все издержки режиссерской невнятицы и сценографической экспансии оказались не столь уж важными. Тем более что работа дирижера Кристиана Кнаппа и игра оркестра также заслужили самой высшей оценки. Так что «Луизе Миллер» лавры в номинации «провал» ни с кем делить не придется.
Манифестация
Нынче манифесты в моде. И это неплохо — слишком долго наш театральный мир был однополярным, где тон задавала премия «Золотая маска» со своей весьма агрессивной идеологией, сеявшей отнюдь не доброе, не разумное и, как показала жизнь, не вечное. Пришло время для идей не то чтобы новых, а как бы подзабытых и стыдливо задвинутых на задворки: про патриотизм и верность идеалам, про любовь к своей истории и силу личности, про мораль и ответственность перед грядущим поколением. В минувшем сезоне как минимум двум проектам в жанре мюзикла удалось высказаться на эти темы внятно, резонансно и талантливо.
В Санкт-Петербурге таким событием стал мюзикл «Петр Первый», написанный одним из самых знаменитых и успешных бродвейских композиторов Фрэнком Уайлдхорном. История жизни первого русского императора, роль которого блистательно играет Иван Ожогин, представлена в острых противоречиях, не умаляющих его величия.
В Москве тем временем сыграли премьеру мюзикла Алексея Рыбникова «Князь Андрей» по роману Льва Толстого «Война и мир». Оба эти спектакля — не просто классные мюзиклы, в которых есть все достоинства, свойственные этому самому демократичному театральному жанру, полному эффектов, развлекательности, песен и танцев. Они взяли на себя функцию серьезных художественных высказываний, содержащих не фальшивые и псевдопафосные агитки, а искренние патриотические идеи.
Открытие
Впервые в России прозвучала опера австрийского композитора Александра фон Цемлинского «Царь Кандавл». Инициаторами и исполнителями стали Государственный симфонический оркестр имени Евгения Светланова и дирижер Дмитрий Юровский. Произведение Цемлинского, созданное почти 90 лет назад, не известное долгие годы не только в России, но и во всем мире, прозвучало в зале имени Чайковского в концертном исполнении и со значительными сокращениями.
В музыкальной литературе немало «белых пятен». По разным причинам некоторые партитуры не доходят до исполнителей. Интерес к ним понятен — за каждым стоит человеческая история. В случае с Цемлинским она трагична: эмигрировав в Америку в конце 30-х годов, дабы избежать судьбы евреев в условиях гитлеровского режима, композитор не получил признания. Он перестал творить и умер в безвестности. Но возрождение «Кандавла» ценно не только самим фактом открытия ранее неизвестного текста — это подлинный шедевр, который обязательно должен дойти до слушателей в полном объеме.
Возрождение
Роман «Молодая гвардия», изъятый из школьной программы в период торжества новой российской демократии, вернулся к читателям в музыкальном воплощении. В концертном зале «Москва» состоялась резонансная премьера: рок-ораторию «Черный январь. Прощеное воскресенье», написанную луганскими авторами (композитор Юрий Дерский, поэт Владимир Зайцев), исполнили артисты и музыканты из ЛНР. К ним присоединилась народная артистка России Лариса Долина. В финале мультижанровой композиции, посвященной подвигу героев «Молодой гвардии», четырехтысячный зал, состоящий в основном из подростков, встал.