В Троицком соборе невозможно создать нужных условий сохранности, но можно обеспечить их в отдельном помещении Троице-Сергиевой лавры, уверены искусствоведы
На кругом столе Государственного института искусствознания ведущие эксперты страны обсудили возможности сохранения «Троицы» в Троице-Сергиевой лавре, где крайне сложно обеспечить необходимые условия температурно-влажностного режима. Понимая, что решение о передаче иконы в безвозмездное пользование РПЦ принято и его нельзя отменить, эксперты ищут компромиссы.
Специалисты предложили создать при Троице-Сергиевой лавре отдельное пространство для иконы – ризницу, оборудованную по последнему слову музейной технологии. В качестве примера вспомнили опыт Святого Афона.
«Даже если в Троицком соборе удастся как-то соблюсти температурно-влажностный режим, что маловероятно, то в любом случае атмосфера средневекового храма будет утрачена, ведь икона должна находиться в специальной капсуле. В иконостас ее не поставить, иначе придется его разбирать и изымать из него иконы.
Капсула будет закрывать часть интерьера и фресок, нарушать общую атмосферу камерного собора. А он крохотный. Замена подлинников на копии – это путь, по которому идут многие музеи. Это общемировой тренд.
В Летнем саду Русского музея подлинные скульптуры заменили копиями, и он от этого не потерял своей атмосферы. В Троицком соборе много лет находится замечательная точная копия «Троицы», пусть она там и остается. Для «Троицы» можно отдельное помещение – ризницу, где будут специальные условия. Это позволит подчеркнуть значимость иконы, ее особый статус и создать условия сохранности», – уверен Алексей Сиренов, профессор и директор Санкт-Петербургского Института истории РАН.
Его коллега, искусствовед, художник-реставратор, академик РАХ Юрий Бобров добавил, что такой опыт успешно применяется на Святом Афоне. «Там есть ризницы, которые приобрели форму музейных собраний, со всем надлежащим оборудованием. Хрупкие иконы изымаются из повседневного обида, но остаются доступны и публике, и специалистам, а главное – сохраняются для потомков», – сказал он.
На круглом столе так же рассказали о состоянии иконостаса Троицкого собора, который недавно реставрировали. Были сделаны, по сути, косметические работы по снятию слоя накопившейся копоти. Утрат и поздних записей на одном из древнейших иконостасов России очень много.
Специалисты уверены, что этот уникальный памятник стоило бы музеефицировать, создав при Троице-Сергиевой лавре отдельный музейный комплекс, а для Троицкого собора сделать точную копию. «Сейчас идут работы в Новодевичьем монастыре, для которого пишутся новые иконостасы, оригиналы которых утрачены. Есть отличные специалисты, которые способны выполнить такую работу, сохранив молитвенный дух храма и так же сохранив такой важный памятник культуры, как Троицкий иконостас», – считает крупнейший специалист по древнерусскому искусству Лев Лифшиц.
Эти идеи будут оформлены в резолюции, которую подготовит ГИИ по результатам круглого стола и попытается донести до общественности, представителей РПЦ и власти. Однако пока в договоре о передачи «Троицы» РПЦ в качестве места ее пребывания указан именно Троицкий собор. Впрочем, икона может провести в Центре Грабаря год, а за это время, возможно, условия соглашения удастся скорректировать.