Надо сказать, что «Ленком» последним отметился по теме поэта-глашатая-главаря, но зато в день его рождения. В течение сезона своего «Маяковского» по очереди предъявили Театр Терезы Дуровой («Без галош элегантнее»), обновленный Театр Луны на Малой Ордынке («Маяковский. Городской мюзикл») и оркестр «Виртуозы Москвы» («Ахматова и Маяковский»). Но все ждали именно ленкомовское высказывание: слишком уж много интригующих подробностей сопровождало постановку нового главрежа. Что бюджет у спектакля оперный — чуть ли не 70 миллионов рублей, что музыку пишет Баста, который не только рэпер, но и довольно крупный бизнесмен. Что «Ленком» обойдется не только своими силами, но и позовет артистов со стороны. И так далее и так далее.
Алексей Франдетти в костюме летнего цвета появляется у левого портала. Говорит, что, разумеется, волнуется (оно и видно), что обожает артистов и дает установку публике: «Можете ни в чем себе не отказывать: подпевайте, если нравится, светите фонариками, как на рок-концертах…». В общем, разрешил публике всё. Но в день прогона зрители проявили воспитанность и вразнос не пошли. Напротив, были внимательны, следили за историей, которая по страстям — революционным и любовным — зашкаливала.
Ленкомовский «Маяковский» соответственно фигуре исторического лица — мощный и берет количеством: декорации, которые сделал питерский художник Вячеслав Окунев, много работающий именно в музыкальном театре, мощные, и в них вся яркость революции и мрак ее. У художника по свету Ивана Виноградова световых переходов и команд не меньше тысячи. Более 130 костюмов, а с учетом двух составов на некоторых ролях и того больше. Практически на всех печать эстетики футуризма. Резкие линии кроя и геометрические фигуры ярких цветов захватили джинсовые костюмы массовки, туалеты возлюбленных поэта, а их у него было пять.
Он пришел и сразил своим голосом, слогом, обликом.
Не мужчина, а туча в штанах. Грозовое облако...
И самое главное, музыка: ее играет состав в ложе, на сцене, исполняют актеры. Причем в жестком стиле рэп, что для поющих драматических совсем не просто. В процессе подготовки спектакля, ваяя театральный памятник Маяковскому, Франдетти безжалостно отсекал все лишнее: так, два номера, которые обещали стать хитами, вылетели из постановки. Например, финальный дуэт Норы (она же Вероника Полонская) с поэтом перед тем, как тот покончил с собой.
— У труппы по этому поводу был практически траур, но я всё равно убрал, — сказал мне режиссер после спектакля. — Вообще, в этом смысле в любом оригинальном спектакле значительно больше остается за бортом, нежели на борту. Как известно, для мюзикла «Кабаре» было написано 50 номеров, а в результате их осталось 17. Так же и здесь: много работы композитора и аранжировщика осталось за кадром.
В роли поэта выступают два молодых ленкомовских актера — такие же рослые, как он: Игорь Коняхин и Станислав Тикунов. Коняхин известен как граф Резанов из «Юноны» и «Авось». У Стаса Тикунова за последние два сезона в театре немало заметных ролей не только героического, но и характерного плана, и он должен быть Интереснейший Маяковский.
Революция, социальный заказ, писательские разборки в виде впечатляющих поэтических батлов между Маяковским и Корнеем Чуковским, Максимом Горьким и Сергеем Есениным. Чекистский контроль за творческой интеллигенцией — все это смешалось в Маяковском. Но главным в мюзикле все равно останется любовная история. Несмотря на трагичность финала, зал на показе подпевал сцене.
Под занавес сезона «Маяковского», как превью, сыграют еще три раза. Ну а премьеру обещают сыграть на открытие нового театрального сезона в начале сентября.