На концерте Джейн Биркин в столичном клубе «Б2» в ноябре 2005 года случился почти истерический аншлаг. Вполне комфортным считалось место на барной стойке, потому что все остальное пространство, включая перила, совсем не крошечной площадки было забито до отказа. Наверное, в этот вечер в одном месте собрались почти все московские любители музыкальных деликатесов, которыми собиралась угощать иностранная гостья.
Правда, по части музыки все обстояло более чем скромно. В то время Джейн ездила по Европе с концертной программой Arabesque, в которой представляла перепетые на восточный манер песни Сержа Генсбура. Певицу сопровождали всего три музыканта, и аккомпанемент был далек от звукового изобилия. В антураже из трех фонарей все это выглядело, мягко говоря, неброско, но даже в полутьме обаяние Джейн сверкало просто ослепительно.
Ее совсем не великий голос звучал очень нежно, стихи и воспоминания были очень личными, но ненавязчивыми, сценические жесты грациозными, но совершенно естественными. После таких концертов люди расходятся в весьма скомканных чувствах. Вроде бы их обделили по части музыки, но сверх всякой меры осыпали эмоциями, о которых потом можно долго вспоминать.
Биркин была в России несколько раз, и все ее визиты пришлись на весьма спокойные и по нынешним меркам прямо-таки либеральные времена. На пресс-конференциях можно было говорить о правах человека, критиковать власти, в общем, позволять себе всякие вольности. Джейн, конечно, все это делала, как и подобает общественной активистке, при этом не переставала признаваться в любви к русской культуре.
Джейн Биркин родилась в послевоенном Лондоне и первые свои роли в кино получила в середине шестидесятых. На «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони свалилась скандальная слава, но популярность настигла Джейн уже в Париже после начала сотрудничества, а потом и романа с французским бардом Сержем Генсбуром. Их совместный альбом Je T’aime… Moi Non Plus стал сенсацией, а заглавная песня оказалась на вершине британского хит-парада, а потом стала и визитной музыкальной карточкой артистки.
Своей полноценной музыкальной карьерой Джейн обязана именно своему знаменитому бойфренду. В 1973 году она выпустила сольный альбом Di Doo Dah, все песни для которого написал Генсбур. Скандальный бард и актер продолжал сочинять песни для Биркин даже после расставания, впрочем, со временем в жизни Джейн появились и новые авторы.
Весьма показательным в этом отношении получился альбом Rendez-Vous, который вышел в 2004 году. В авторах пластинки оказалась невероятная сборная, объединившая Брайана Ферри, Ману Чао, солиста Placebo Брайана Молко и других весьма известных музыкантов, собрать которых можно не столько ради денег, сколько ради творческого приключения.
Музыкальные приключения для Джейн Биркин всегда оставались основным методом работы. Певица разрушила многие границы, совершенно не боялась незнакомых подходов к музыке и, кажется, совсем не думала о продажах и чартах. При этом она как будто искренне верила в то, что песни могут остановить бомбы и сплотить всех хороших людей, хотя в новостях постоянно говорили об обратном.
«Мы впервые с ней встретились несколько жизней назад…» — написала в память о своей подруге певица и актриса Марианна Фейтфулл. Наверное, это могут сказать все, кто долгие годы ощущал мягкое прикосновение ее музыки и слышал непримиримо громкий голос в защиту прав человека.