Александра Бенуа в первую очередь знают как автора иллюстраций к произведениям Пушкина, в первую очередь к его поэме «Медный всадник». Общепринятым мнением остается следующее: эти работы – лучшие из созданных за всю историю, по художественной ценности они могут тягаться с пушкинскими шедеврами, «мостик» к пониманию которых они выстраивают. Этот тезис нужен, чтобы понять, почему Михаил Сеславинский в центре своего внимания как собирателя и исследователя поставил именно Бенуа, по размаху и универсальности сравнимого с Леонардо да Винчи.
- Он книжный график, живописец, один из основоположников "Дягилевских сезонов", основоположник и душа "Мира искусства", музейный работник и так далее. По Льву Гумилеву – он пассионарий, двинувший художественную жизнь страны вперед. Без него невозможно представить Серебряный век. А с моей точки зрения Серебряный век покруче даже, чем золотой, - подчеркнул Сеславинский на открытии экспозиции. - Бенуа создал фантастические искусствоведческие работы. Достаточно назвать одну – «История живописи всех времен и народов». Чтобы замахнуться на такую идею, нужно быть масштабной личностью.
Отслеживая исторический контекст, продолжая работу по каталогизированию, составлению списков владельцев работ Бенуа и поиску новых, Сеславинский интересуется также книгами, в иллюстрировании которых принял участие Александр Николаевич – либо написал их.
В одной из стеклянных витрин исторического особняка на Пречистенке можно увидеть массивный том Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» 1910 года. В годы застоя купить его (причем с огромным трудом) можно было за 600 рублей – сумма колоссальная, если учесть, что средняя зарплата по СССР в 1970 году была 120 «деревянных».
Но Бенуа – это не только пушкинский Евгений, убегающий от скачущего за ним ужасного Медного Всадника, не только эскизы театральных декораций и озаренные его мастерством дореволюционные, советские и зарубежные книги, плакаты, рекламные листовки, афиши и программки. Или адресованные детям открытки и легендарная «Азбука в картинках Александра Бенуа», выпущенная в 1911 году «Экспедицией заготовления государственных бумаг» - то есть нынешним Гознаком.
Встретиться с художником можно порой в неожиданном контексте.
Так, на открытии Наталья Дмитриевна Солженицына рассказала небезынтересную историю:
- Когда Александра Исаевича выслали в 1974 году, первые два года мы жили в Цюрихе. Его выслали в феврале, я детьми приехала в конце марта, потому что нужно было тайно переправить его архив — это заняло шесть недель. В декабре того же года предстояло получить с опозданием в четыре года нобелевские знаки - диплом и медаль. У меня никогда не было вечернего платья до того времени — что-то нужно было сообразить. И одна русская эмигрантка сказала, что есть буквально последняя портниха в Цюрихе. Пошли к ней, она говорит: у меня остался последний отрез черной ткани с вышивкой, сделанной по эскизу Бенуа. Из этого отреза она сшила прекрасное платье, а теперь остался только жакет.
Как догадались наши читатели, вдова Нобелевского лауреата по литературе пришла в том самом жакете.
Остается заметить, что кроме Натальи Дмитриевны поздравить Сеславинского с очередным музейным проектом приехали писатель Сергей Шаргунов, поэт, ныне живущий классик Юрий Кублановский и продюсер Константин Эрнст. Эрнст лично прошелся по музейным залам, в частности, Михаил Вадимович показал ему книжный разворот с последней фотографией Бенуа.