Специалисты подсчитали, что в СССР, на центральных и республиканских киностудиях, было снято в общей сложности более 200 лент, сюжеты которых прямо или косвенно связаны с Великой Отечественной войной 1941–1945 годов. Столь внушительную коллекцию пополнили затем еще десятки фильмов, созданных в послесоветский период.
Консультант — фельдмаршал Паулюс
Из этих сотен работ кинематографистов особое место занимает двухсерийный фильм «Сталинградская битва», который вышел на экраны в 1949-м. О художественных достоинствах картины, о ее драматургии можно поспорить, но что касается исторической подлинности в деталях — тут «Сталинградская…» даст фору даже самым популярным и «титулованным» военным картинам. Ведь в съемках тогда, всего через несколько лет после Победы, были задействованы участники войны — люди, техника. А многие сцены фильма разворачиваются на фоне реальных руин Сталинграда, который еще не восстановили к тому времени.
С учетом «политической и исторической важности» кинопроекта, рассказывающего о «решающем сражении Великой Отечественной», режиссеру Владимиру Петрову предоставили очень большие возможности. Например, в качестве реквизита для съемок вражеских войск в масштабных батальных сценах были привезены десятки трофейных танков (благо их еще не успели отправить в переплавку), кроме бронированных машин доставили также настоящие германские орудия, минометы… Режиссер Юрий Озеров, приступив 20 лет спустя к созданию своей грандиозной киноэпопеи «Освобождение», о таком ассортименте из Третьего рейха мог только мечтать!
Мало того, что у Петрова была настоящая немецкая техника. Даже в роли солдат 6-й армии вермахта выступили немцы: для массовых сцен использовали сотни военнопленных, трудившихся на стройках в возрождаемом городе. Форма на них тоже была подлинная — взятая из запасов, которые хранились на захваченных неприятельских складах.
И еще уникальный «подарок» сделан создателям «Сталинградской битвы». В качестве одного из консультантов фильма им предоставили самого фельдмаршала Фридриха Паулюса. Пленный гитлеровский военачальник, вновь оказавшись в местах, где потерпел поражение, смог полюбоваться здесь на самого себя: в некоторых эпизодах фильма участвовал… фельдмаршал Паулюс, роль которого поручили исполнять актеру Владимиру Гайдарову.
Воспоминания об этой «кинематографической командировке», состоявшейся на исходе лета 1947-го, оставил адъютант Паулюса полковник Вильгельм Адам.
«…Режиссер хочет, чтобы немецкая сторона в фильме была изображена в правильном, неискаженном виде… Вечером снимали атаку немецких танков. Танки с немецкими крестами переваливались через развалины. Из пустых оконных глазниц развалин вылетало пламя, с громким «ура» наступали пехотинцы с автоматами и ручными гранатами. Для этой цели военнопленные немецкие офицеры и солдаты были специально заново экипированы...» Далее полковник упоминает, что события на съемочной площадке привлекли внимание местных жителей. Толпы горожан собирались посмотреть на вновь ожившие перед объективом кинокамеры картины недавнего прошлого. Очень заинтересовал сталинградцев и сам Паулюс, о приезде которого стало известно. Адам отметил: «Съемки, вероятно, вызвали у этих людей горькие воспоминания. Однако в адрес присутствовавших немецких офицеров не было сказано ни одного враждебного слова».
Среди действующих лиц «Сталинградской битвы» показаны — причем под своими именами — государственные деятели, военачальники. Конечно, на экране появляется товарищ Сталин, а кроме него многие из «верных соратников»: Маленков, Молотов, Берия (в 1961 году все кадры с ним вырезали), Хрущев, Каганович, Калинин… Сняли также эпизоды с участием Черчилля, Гитлера, Геринга, Рузвельта (на роль президента США пригласили известного актера Николая Черкасова)… В соответствии с исторической правдой фигурировали в фильме и прославленные советские полководцы Рокоссовский, Чуйков, Василевский, Еременко… А вот Жуков отсутствует. Хотя в успехе реальной Сталинградской битвы Георгий Константинович сыграл важную роль, но создатели картины получили из Кремля указание «вычеркнуть» маршала Победы, который к тому времени оказался в опале.
У «Сталинградской битвы» есть и еще одна уникальная особенность. Этот фильм стал «чемпионом» советского кинематографа по количеству снявшихся народных артистов СССР — действующих и будущих. Таких звезд первой величины было среди исполнителей ролей 21. В их числе — Юрий Левитан, который читал закадровый текст.
Требуются руины
Большое значение для зрительского восприятия каждого военного фильма имели натурные съемки.
Одна из самых пронзительных картин о Великой Отечественной — «Судьба человека», созданная режиссером-дебютантом Сергеем Бондарчуком по рассказу Михаила Шолохова. Несколько наиболее драматичных эпизодов этой киноленты, связанных с пребыванием главного героя, солдата Андрея Соколова, в немецком плену, были сняты в воронежском селе Терновое. Авторам картины приглянулась находящаяся там старинная церковь.
Именно в этом храме, по сценарию, оказывается запертой на ночь партия военнопленных, среди которых и Соколов (в исполнении самого Сергея Бондарчука). Под церковными сводами разыгрались трагические сцены, когда Андрей задушил предателя, собравшегося выдать фашистам своего командира, когда погиб от автоматной очереди «богомольный» солдатик, не желающий осквернить святое для него место… А у стены сельской церкви снимали кадры расстрела красноармейцев гитлеровцами.
65 лет назад, при создании фильма, вошедшего в золотой фонд советского кинематографа, Богоявленский храм Тернового находился в полуруинированном состоянии, как и требовалось Бондарчуку: ведь у Шолохова упомянуто, что церковь, где разворачиваются события, сильно пострадала от обстрелов и бомбежек. Однако, добравшись до Тернового прошлым летом, корреспондент «МК» обнаружил этот храм, построенный в 1769 году, при полном параде: в начале «нулевых» он возвращен верующим, отреставрирован, территория вокруг благоустроена.
Много лет спустя тот же Сергей Бондарчук уже в статусе признанного мэтра режиссуры приступил к экранизации еще одного произведения Шолохова — романа «Они сражались за Родину». Для натурных съемок выбрали по желанию самого литератора-классика родные ему места на берегах Дона. Здесь и было летом 1974-го разыграно перед объективом камеры «пекло на передовой» — снимались эпизоды тяжелых летних боев в придонских степях.
Бондарчук подошел к работе со свойственным ему размахом (вспомним прогремевшую на весь мир «Войну и мир»). Он обратился в Министерство обороны и получил внушительное «войско»: почти 2000 человек — пехота, кавалерия, саперы, плюс к тому несколько десятков танков, самолеты, пушки… Было выкуплено целиком селение — хутор Мелологовский. Жителей перевезли в другие места, а их опустевшие дома с надворными постройками использовали как декорации для батальных сцен. Кроме того, дирекция фильма оплатила аренду нескольких обширных полей вместе с созревающей на них пшеницей.
Все это через несколько дней оказалось уничтожено ради создания впечатляющих кадров: под обстрелом наступающих врагов полыхают посевы, рушатся и превращаются в головешки избы… «Прямо в конце хутора шел бой, — вспоминали старожилы. — Что-то горело, черный дым шел. Танки гремели. Потом самолет летал, а на горе много окопов было нарыто…»
При создании многих военных кинолент их авторам приходилось решать «проблему развалин». Где найти руины, столь необходимые для сцен, разворачивающихся на местах военных действий? Просматривая советские и российские фильмы, можно обнаружить несколько таких «локаций», весьма популярных у кинематографистов.
Одна из них — неподалеку от столицы. Это сильно разрушенная усадьба Петровское-Алабино. На фоне останков дворцового комплекса Демидовых-Мещерских, построенного, возможно, кем-то из великих зодчих (некоторые исследователи называют В. Баженова, М. Казакова), разыгрываются боевые эпизоды в картинах «Колыбельная для мужчин» (1975 г.), «Неизвестный солдат» (1984 г.), «Битва за Москву» (1985 г.), «Дорога на Берлин» (2015 г.)...
Необходимость запечатлеть в кадрах нового фильма разрушенные городские кварталы, среди которых идут (или недавно шли) бои, часто приводила съемочные группы в Калининградскую область. Столица этого региона, а также многие другие города, поселки даже десятилетия спустя после Победы изобиловали руинами фольварков, замков, крепостных стен… Есть где разгуляться фантазии режиссера и художника-постановщика.
В общей сложности дотошные киноманы насчитали около 30 «калининградских» фильмов, сюжеты которых так или иначе связаны с Великой Отечественной. Одной из самых ранних стала кинолента «Встреча на Эльбе», снятая в 1949 году и запечатлевшая еще почти полностью разрушенный войной Калининград. Позднее здесь происходили съемки эпизодов для культовых советских картин «Отец солдата» (1964 г.), «Дорогой мой человек» (1958 г.), «Щит и меч» (1968 г.), «Женя, Женечка и «Катюша» (1967 г.)… Да и в упомянутую уже «Судьбу человека» вошли некоторые сцены, снятые именно в бывшей столице Восточной Пруссии (например, кадры, где Андрей Соколов бьет пьяного немецкого вояку и затаскивает его в развалины, снимали неподалеку от одной из самых известных построек города — Штадтхалле).
Для большей натуральности изображения военных действий в некоторых случаях использовались неординарные «пиротехнические эффекты». К подобному приему прибегли создатели замечательной ленты «Двадцать дней без войны» (1976 г.). Многие ее эпизоды сняты в Калининградской области — в городах Знаменск, Черняховск… А в бывшем восточно-прусском Рагните, ставшем теперь Неманом, режиссер фильма Алексей Герман нашел подходящую натуру для съемок боевых эпизодов. В одной из сцен нужно было показать рушащуюся при попадании снаряда стену здания. Чтобы получить желаемую динамичную «картинку», решили «добить» кусок и так уже пострадавшего во время войны от обстрелов замка Рагнит, возведенного в начале XV века, — пиротехники взорвали «на камеру» фрагмент его восточной внутренней стены.
Памятник архитектуры (хотя официально и не признанный) принесен в жертву эффектным кадрам создателями «хрестоматийной» ленты «Живые и мертвые». Съемки некоторых важных эпизодов этого фильма, основой которого стал одноименный роман Константина Симонова, проходили в Суздальском районе Владимирской области. Режиссеру Александру Столперу особенно приглянулось «умершее» уже к тому времени село Батыево (результат затеянной Хрущевым в 1950-е кампании по упразднению неперспективных поселений). Вот что написал об этом владимирский краевед Юрий Белов:
«Батыево… прежде чем исчезнуть с лица земли, сыграло «драматическую роль» в кино. Фильм назывался вполне символично: «Живые и мертвые»… Село брошено, и районные власти разрешили делать с ним все, что заблагорассудится… Именно здесь происходит неожиданная встреча генерала Серпилина (А. Папанов) с военным журналистом Синцовым (К. Лавров)… На съемочной площадке присутствовал художник-постановщик фильма Стален Волков, выбиравший натуру. Чем же ему приглянулись наши места? Почему именно Батыево? «Здесь есть все, что требовалось для съемок, — старинные дома и полуразрушенная церковь, — сказал Стален Никандрович, — которую мы можем доразрушить по нашему усмотрению…»
Действительно, чтобы в кадре более эффектно выглядело село, «варварски уничтоженное немецко-фашистскими оккупантами», обветшавший каменный Воскресенский храм 1835 года перед съемками эпизода с Синцовым и Серпилиным частично взорвали.
Чудо-макет для «Белого Тигра»
К сожалению, многие наши фильмы о той войне даже при наличии хорошего сценария и привлеченных к съемкам талантливых актеров оказываются сильно «девальвированы» использованием в кадрах «неправильной» техники, вооружения. Можно составить обширные списки картин, где допущены очень заметные технические «ляпы». Вместо советских и особенно германских грузовиков военного времени сняты экземпляры куда более поздних моделей: «Катюши»-«Студебеккеры» заменены трехосными «ЗиЛ-157», вместо грузовиков вермахта зрителю показывают слегка «загримированные» «ГАЗ-51», «КрАЗы», «Уралы» (в ленте «Единственная дорога» (1974 г.) и вовсе в роли немецких бензовозов сняли бескапотные «МАЗ-500» образца 1970-х). Вражеские «Тигры», средние и легкие танки, часто представлены в фильмах их противниками — советскими Т-34 или даже более современными бронированными машинами, башни и корпуса которых попытались спрятать под бутафорскими угловатыми «нахлобучками».
Впрочем, есть и счастливые исключения из таких правил. Например, в танковых сценах фильма «Поп» (2009 г.) вместо «классического» Т-34 поздней модификации (эти машины, вооруженные 85-миллиметровым орудием, участвовали в боях уже на последнем этапе войны) сняли настоящий раритет — танк БТ-7. Именно на таких сражались многие советские танкисты с врагом в начале Великой Отечественной. Практически все «семерки» были тогда уничтожены. Потому и не получалось у авторов фильмов раздобыть «бэтэшку» ради большей правдоподобности снимаемых кадров. Но для картины «Поп» ее режиссеру Владимиру Хотиненко повезло заполучить на съемочную площадку редчайший БТ-7. Этот танк еще в июле 1941-го затонул во время контратаки в болоте и пролежал там вплоть до 1998 года, когда энтузиасты-поисковики смогли его вытащить. Прекрасно сохранившуюся боевую машину удалось поставить на ход, после чего она неоднократно участвовала в парадах, фестивалях реконструкторов и даже превратилась в «киноактера».
Создателям некоторых других фильмов про войну, которые решили как можно достовернее показать на экране материально-техническую сторону военной страды 1941–1945 гг., приходилось обращаться за помощью к макетчикам. Стараниями этих умельцев для съемок изготавливались точные копии советской и немецкой техники.
Одним из признанных специалистов в данной области является Александр Бушуев. На протяжении уже многих лет он возглавляет мастерскую, где для киношников делают в том числе макеты танков, автомобилей, орудий, самолетов периода Второй мировой.
— Первое наше изделие было не по заказу, а «для души»: макет танка Т-26, — рассказал Александр корреспонденту «МК». — Почему именно Т-26? Потому что в фильмах практически не снимается довоенная советская техника, а ведь именно она была самой массовой на начальном этапе Великой Отечественной. Сделали мы этот макет из металла, покрасили и выкатили на площадку посреди студии «Мосфильм» — на смотрины для сотрудников киногрупп...
После стали ждать к себе гостей — режиссеров, художников, продюсеров: увидят Т-26, заинтересуются, захотят для своих новых картин подобные макеты использовать… Но никто не спешил приходить. Потом уже выяснилось, что многие мосфильмовцы рассматривали наш «двадцать шестой», фотографировали его, но при этом были уверены, что перед ними отреставрированный настоящий танк из музея и к кинопроизводству он не имеет никакого отношения.
В конечном счете макет выкупили представители Карелии и установили Т-26 в городе Питкяранта — как памятник. Был случай, когда некие нелегалы даже решили украсть «раритетный танк», чтобы выгодно продать... Ночью они сдернули его с постамента, повредили при этом башню. Но, обнаружив, что перед ними лишь макет, всё бросили и скрылись. Танк потом был восстановлен и опять водружен на место. Он и сейчас стоит там — при въезде в Питкяранту, к нему возлагают цветы!
— А как же работа вашей мастерской? «Презентация» Т-26 не помогла ее наладить?
— Стали потихоньку поступать заказы от киногрупп. Чего только мы для них не делали! Поскольку разговор идет о военных фильмах, упомяну работы именно по этой тематике.
Например, создатели картины «Диверсант» заказали два полноразмерных немецких истребителя «Мессершмитт-109».
А для фильма «Исчезнувшие» мы воссоздали немецкий грузовик Steyr-1500A. Собирали его по чертежам оригинала, но на базе шасси советского «ГАЗ-63». Сроки были ограничены. Машину красили ночью, а утром ее уже увезли на съемки.
Режиссер картины, увидев наш свежевыкрашенный «Штеер», сверкающий на солнце, пожал плечами и заявил, что это не то... Однако художник-постановщик улыбнулся и уверенно заявил, что все будет как надо. Он дал команду своему ассистенту, тот схватил ведро, зачерпнул из лужи жидкой грязи и вылил ее на «Штеер»... Через 5 минут режиссер, рассматривая грязнющий грузовик, сказал: самое оно! После «Исчезнувших» эта машина снялась еще в десятках кинолент.
Самый большой объем работ наша мастерская выполнила для фильма «Белый Тигр» режиссера Карена Шахназарова.
Сперва мы сделали макеты четырех танков: советского БТ-5, английского «Матильда», немецких Т-III и T-IV. Все в разной степени разрушенности. Причем Карен Георгиевич поставил условие: они должны быть выполнены из металла. На мое предложение изготовить побольше подбитых танков, но из фанеры на брусовом каркасе и забутафорить под металл Шахназаров ответил, что металлические макеты дают на экране эффект большей достоверности, да и актеры при соприкосновениях с такими макетами ощущают естественный холод железа и поэтому им проще перевоплотиться в танкистов…
Свои требования высказал и художник-постановщик картины Сергей Хрусталев: нужно, чтобы макеты достаточно легко разделялись на отдельные части — корпуса, башни, траки, колеса и т.д. Благодаря такой конструкции эти несколько наших танков запечатлены в разных сценах фильма, но в одном кадре они с башнями, в другом башни валяются отдельно, в каком-то эпизоде корпус лежит на боку и ходовая часть разбросана рядом, а там, где показана перевозка боевых машин на железнодорожных платформах, они полностью собраны... Я потом смотрел фотоматериал по картине с нашими макетами, и действительно складывалось впечатление, что это разные танки и их было задействовано в «Белом Тигре» очень много. Забавно (а мне даже весьма лестно), что на информресурсах несколько раз доводилось видеть фотографии сделанных нами макетов подбитых танков, которые выдавались за кадры времен Великой Отечественной.
Самый интересный и очень трудный заказ для «Белого Тигра» — изготовление макета боевого отделения советского танка Т-34-85, в котором ехали, вели бой главные герои фильма.
Замысел Шахназарова заключался в том, чтобы кинооператор мог снимать это внутреннее пространство «тридцатьчетверки» с разных сторон, с разных ракурсов. Прежде, до «Белого Тигра», боевое отделение в «танковых» фильмах снимали через технологические отверстия, специально высверленные в толстенной броне настоящего танка. Именно такую технологию использовали, например, для популярного в СССР польского сериала «Четыре танкиста и собака».
Требования к точности воспроизведения были строжайшие: макет ничем не должен отличаться от настоящего боевого отделения настоящей «тридцатьчетверки». Также следовало полностью обеспечить функционал: работающие, имеющие возможность двигаться, поворачиваться рычаги управления, педали, ручки рации, всевозможные вентили, переключатели... Конечно же, действующие входные люки, а также открывающийся запасной люк в днище корпуса. Но самое главное — танковое орудие должно «стрелять»!
Изготовить точную копию боевого отделения танка в натуральную величину из металла — это само по себе очень сложно, а уж сделать так, чтобы еще и пушка имела действующий затвор с системой выбрасывания гильзы и после «выстрела» вполне реалистично воспроизводился бы выхлоп пороховых газов, — вообще сверхзадача.
— Откуда появились чертежи, изображающие танковое «нутро»?
— Замечательный специалист Виктор Мальгинов, занимающийся исторической бронетехникой, с рулеткой в руках облазил настоящий музейный Т-34-85 вдоль и поперек, после чего по этим замерам сделал детальные чертежи, показывающие, как выглядит внутренняя часть танка и все, что там находится… Выполненный по таким прорисовкам макет боевого отделения «тридцатьчетверки» действительно выглядел очень правдоподобно. Для большей достоверности на время съемок его дополнили приборами, взятыми с реального танка.
— Некоторые эпизоды из «Белого Тигра» показывают работу экипажа танкистов в процессе езды по пересеченной местности…
— Для создания соответствующих визуальных эффектов макет поставили на специальную гидравлическую платформу, которая обеспечивала его перемещение вверх-вниз, раскачивание, повороты, дерганье... Снимая сцены с главными героями, находящимися внутри боевого отделения, создатели фильма благодаря работе такой гидравлики получили очень достоверную видеокартинку, сопоставимую с реальной работой танкового экипажа. А уж когда пушка «выстрелила» и ее затвор «выплюнул» дымящуюся гильзу — киногруппа в полном восторге захлопала в ладоши. Довольный Шахназаров скомандовал: «Отлично! Снято!»