В сериальных сценариях довольно часто встречаются эпизоды с некими знаменитостями. Это могут быть актеры, поп-звезды или блогеры. Как правило, они оказываются в какой-нибудь скандально-криминальной ситуации, в ходе раскручивания которой сообщается, что жизнь у знаменитостей не такая уж простая, отсюда и характер у них скверный.
Авторы сериалов «Актрисы» и «Балет» предложили схожий сюжет. Однако с учетом того, что растянуть его пришлось на восемь серий, одной идеи о специфичности богемного закулисья, конечно, маловато. Пришлось накручивать серьезную драму и разукрашивать ее всяческими постановочными эффектами.
С последними, кстати, все сложилось совсем неплохо. Для «Актрис» придумали два оригинальных спектакля, а для «Балета» — специальную хореографическую постановку. Оба сериала пестрят обилием съемочных локаций, богатой натурой и, если добавить к этому танцевальные и репетиционные эпизоды, которые операторы-постановщики, безусловно, могут брать в свои резюме, то зрители, любящие смотреть фильмы в основном глазами, получили зрелище как минимум любопытное, а местами даже захватывающее.
С сюжетами все не так красиво. Таблоиды изрядно подпортили жизнь сценаристам. Уж что-что, а театральное закулисье было много раз подсмотрено, придумано и выдано за какой-то детектив светскими хроникерами средней руки. Конечно, у маститых сценаристов есть некоторые основания считать себя авторами поспособнее каких-то желтых писак, и они попытались это доказать.
В «Актрисах» это, правда, не очень получилось. За крутой картинкой по большому счету скрывается набор театральных ужасов и баек. Три актрисы, которых играют Светлана Ходченкова, Елена Николаева и Полина Пушкарук, сражаются за свои карьеры. Одна после вроде бы найденного в церковном хоре душевного покоя все-таки возвращается в большую игру, не удержавшись от соблазна стать звездой перспективного спектакля. Вторая страдает от отсутствия ролей, третья получает возможность переместиться со второго плана на первый, плохо понимая побочные стороны такого прорыва.
Почти все характеры так и тянет обозначить скучным определением «схематичные». Женщины находятся на грани нервного срыва, мужчины лечатся алкоголем, семейные отношения трещат под тяжестью амбиций. Подобные ситуации так хорошо известны публике, что, проговаривая их в очередной раз, более чем наивно рассчитывать на пылкий интерес. Впрочем, семейный тандем Паулины Андреевой и Федора Бондарчука (женскими руками написан сценарий, на мужские плечи легла ответственность за постановку) оказался силен на светскую пыль в глаза.
Главные дивы сериала в азартной гонке на олимп иногда явно путают сцену с обычной жизнью, и их непонимание, где они актрисы, а где женщины, в клубке бытовых проблем выглядит довольно забавно. Служебные романы в своей нелепости очень похожи на правду, театральная кухня представлена именно такой, какой ее хотят видеть зрители, уверенные в том, что актерский мир является собранием больных на голову людей.
Есть приятные моменты по части кастинга. Лолита в роли директрисы театра предстает перед своими подопечными то доброй мамашей, то злобной мачехой и выжимает из этой роли гораздо больше, чем написано в сценарии. А Светлана Ходченкова в очередной раз выступает в амплуа актрисы, которая явно не портит сериал.
В «Балете» тоже есть на кого посмотреть. Проект начали снимать еще в мирное время, и хореографа, которая возвращается в Россию после долгой жизни в Америке, играла Ингеборга Дапкунайте. После того как местная киноиндустрия оказалась в новой реальности и литовская актриса в нее явно не вписывалась, сцены с Ингеборгой пришлось переснимать. В итоге роль досталась хореографу, режиссеру и преподавателю актерского мастерства Алле Сигаловой. После такой идеологической перестановки одна из главных героинь, конечно, потеряла в магнетизме (здесь Дапкунайте сложно заменить), однако абсолютная погруженность Сигаловой в мир балета придала сюжетным линиям дополнительный вес.
Другие главные действующие лица «Балета» к танцам отношения не имеют, но назвать эти роли для актеров, их сыгравших, совсем уж новыми все-таки трудно. Худрук театра — еще один выразительный злодей в фильмографии Игоря Гордина. Хваткий, но совершенно равнодушный к балету директор — очередной лощеный и бездушный топ-менеджер в исполнении Федора Бондарчука. Главная по закупкам — вполне ожидаемая стерва, которых уже немало в арсенале Ирины Апексимовой.
От некоторого дежавю отвлекает то, что всем задействованным актерам есть где развернутся. Закулисье здесь не столько дефиле манерных прим, сколько пространство, в котором разворачивается чуть ли не детектив. Балерины порхают в воздухе, в то время как шуршат миллионы в пальцах потных. Внутренняя театральная экономика представлена большой коррупционной схемой, и одним из последствий ее функционирования является, например, то, что покупка бокала игристого в буфете может восприниматься нешуточной инвестицией.
Еще есть чиновники, похотливые богатеи и уже традиционная беда местного важного искусства, где, как выразился один из солистов театра, необходимо, «чтобы без скандалов и чтобы попы с фээсбэшниками были довольны». Наверное, в «Балете» куда меньше провокационности, чем в сериале Happy End того же режиссера Евгения Сангаджиева, но если постановщик хотел сыграть немного на другом поле, то результат далеко не провальный.
В контексте «Актрис» и «Балета» вспоминаются два нашумевших проекта Валерия Тодоровского — сериал «Оттепель» и полнометражный фильм «Большой». Они на схожую тему, но обладают громадным преимуществом. И все потому, что в них есть юмор, наивная романтика и некоторая жажда жизни. Современные погружения в сверкающий и пугающий театральный мир начисто этого лишены. Видимо, человеческие чувства сейчас в лютом дефиците.