Александр Бенуа: мост между литераторами и художниками

Михаил Сеславинский собрал под одной обложкой весь мир выдающегося художника-иллюстратора

4 июня в Москве на одной из площадок фестиваля «Красная площадь» Михаил Сеславинский представил альбом о жизни и творчестве Александра Бенуа. Книга получилась масштабной и привлекла внимание читателей: на ее презентации в центре столицы яблоку негде было упасть.

Михаил Сеславинский собрал под одной обложкой весь мир выдающегося художника-иллюстратора

«Книжный мир Александра Бенуа» - такое название получил капитальный труд общественного деятеля, исследователя книжной графики и коллекционера редких изданий Михаила Сеславинского. Жанрово новинку следует обозначить как альбом, поскольку иллюстративная составляющая в ней занимает не менее важное место, чем повествовательная. Открывая встречу, собравшую до сотни ценителей творчества Бенуа, Сеславинский посетовал, что книгу не смогли выпустить в 2020-м, к 150-летию со дня рождения выдающегося художника-иллюстратора: помешал ковид. Но и через три года нашлась новая знаковая дата: 125 лет с момента создания творческого объединения «Мир искусства».

- Александр Николаевич создал мост между литераторами и художниками. При жизни Пушкина было пять-шесть иллюстраций к его произведениям. Гоголь иллюстрации не любил. А у Бенуа была важная концепция: книги должны существовать вместе с иллюстрациями», - так описал Михаил Сеславинский революцию, совершенную столетие с лишним назад героем его книги.

«Я сам собиратель», - признался Сеславинский в собственной букинистической слабости. И раскрыл основные вехи судьбы Бенуа: «имперский» период, когда живописец создал ставшие легендарными иллюстрации к поэме Пушкина «Медный всадник», сначала отвергнутые «дураками библиофилами» из числа современников, а потом ставшие классикой. Затем период, когда художник пытался «дружить с советской властью» и делать что-то для широких масс, снабжая своими работами серию «Народная библиотека» в рамках сотрудничества с литературно-издательским отделом Наркомпроса. И, наконец, жизнь гения Серебряного века в эмиграции. Как раз в это время на родине к Бенуа стали относиться настороженно, называя «типичным представителем реакционных и антинародных течений упадочного буржуазного искусства».

Помимо этого, Сеславинский объяснил, за что благодарен Бенуа. Дело в том, что после событий 1905 года, когда в Российской империи отменили цензуру, «русская интеллигенция начинает наперегонки рыть себе могилу», публикуя карикатуры на существующий строй и царскую семью.

«Я не нашел ни одной такой сатирической работы», - констатировал исследователь.

Также Сеславинский рассказал, что включил в свое детище солидную подборку книг из личной библиотеки Бенуа, снабженных массой пометок их обладателя:

- Он читал с карандашом в руках. И сами по себе книги стали объектами культуры.

Наиболее памятным «зеркалом» биографии стал том «Гоголь в кругу художников». К Бенуа он поступил в июле 1959 года, о чем есть соответствующая надпись.

«На каждой странице там комментарии. И вдруг они обрываются на 102-й странице. Бенуа скончался 9 февраля 1960 года в Париже. Думаю, перед вами последняя книга, которая была у него в руках», - поведал Михаил Вадимович.

А в завершении показал на экране фотоснимок, подписанный на обороте: Александр Николаевич Бенуа за несколько дней до смерти.

«Посмотрите в эти глаза, - призвал Сеславинский. - В них отражена вся история отечественного искусства».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29044 от 6 июня 2023

Заголовок в газете: Александр Бенуа: взгляд книголюба

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру