Сериалы о девяностых: Борисов против Хабенского

Как найти идеальных героев для проектов о лихих временах

Создатели местных сериалов о разных эпохах вроде бы нащупали некоторые правила воссоздания атмосферы давно минувших дней. Знаковые фигуры в кадре или за кадром, бутафория и, конечно, мелодрама. В эту схему не вписываются разве что сериалы о девяностых. Здесь по-прежнему есть место характерной для эпохи анархии.

Как найти идеальных героев для проектов о лихих временах
Юрий Борисов в сериале «Мир! Дружба! Жвачка!».

Можно предположить, что продюсерам было нелегко переключиться на проекты, которые не напоминали бы «Бригаду» или «Бандитский Петербург». Они и не переключились, и проект о девяностых по-прежнему вряд ли возможен без сюжетной линии, так или иначе связанной с братвой. Связи, правда, стали тоньше и по-своему ироничнее, насколько вообще это в данном случае уместно.

В этом году тема девяностых разыгрывается в новом сезоне «Мир! Дружба! Жвачка!» и в сериале «Неприличные деньги». Сравнивать их довольно сложно уже потому, что «Неприличные деньги» забуксовал после показа двух серий. Поговаривают, что причиной этого подвешенного состояния стала безыдейная репутация одного из создателей и некоторых артистов. Съемки начались еще в мирное время, но к моменту премьеры в совершенно новых информационных условиях кто-то повел себя, как бы выразились в освещаемую в проекте эпоху, не по понятиям. А это теперь очень серьезно.

Впрочем, даже по двум сериям примерно ясно, что затеяли Петр Буслов и Ко. Известный режиссер снял очень известных актеров (от Хабенского и Розановой до Раппопорт и Деревянко, не забыв про Бондарчука, Курцына и многих других) в комедии с богатым ностальгическим антуражем. Герой Хабенского — преподаватель в институте — вместо докторской диссертации вынужден заниматься бизнесом, о чем имеет лишь теоретическое представление.

Константин Хабенский в сериале «Неприличные деньги».

Если быть оптимистом, то хочется надеяться, что проект все-таки доберется до финала и на этом пути наберет какую-то интригу. Сейчас матерым театральным артистам играть толком нечего. Шутки вызывают улыбки через усилие, сюжетные линии как будто хорошо понятны. Время ларьков, грязных подворотен и интерьеров, жалких до слез, воссоздано, наверное, с размахом, но этого уже недостаточно.

В сериале «Мир! Дружба! Жвачка!» с интерьерами все попроще, звезды немного на периферии и вообще нет какого-то визуального ретро-фанатизма. Вместо этого свежие лица и история взросления в духе «Нежного возраста» Сергея Соловьева. На этом фундаменте сериал стоит уже третий сезон, а его герои, начав свои приключения в 1993 году, добрались уже до девяносто шестого, изрядно повзрослев.

Не исключено, что главный плюс сериала заключается как раз в нежелании сценаристов исследовать девяностые как эпоху, когда происходили определенные события. Многие люди, имеющие весьма полное представление о том времени, уверены, что все знают и вряд ли хотят вникать в вариации на тему.

Для тех, кто о девяностых что-то слышал, наверное, лучше оставить эту эпоху в виде привычного козырного набора: рынки, мрачные ребята с пушками, большие черные тачки и, конечно, великодушные люди, непременно встречающиеся в таких мрачных декорациях. Все это аккуратно расставлено вокруг четырех друзей, чей возраст внушает веру в их будущее.

Кстати, на жизни и приключениях молодых героев, у которых есть будущее, построены многие успешные мировые и российские фильмы и сериалы. Молодежь всегда лучше взрослых, даже если этих взрослых играют суперизвестные актеры. И чем взрослее эти актеры, тем больше вероятность, что в кадре будут старательно отрабатывать их медийность. Как правило, это сопряжено с немного вычурными прическами и одеждой, которые становятся еще нелепее на саундтреке «Желтые тюльпаны» или чем-нибудь в этом духе.

В свою очередь, молодые актеры вряд ли вытянут слабый сюжет, к какой бы эпохе он ни относился. Таким образом, все в очередной раз сводится к довольно сложному сочетанию сценария и героев. Есть куда более привычная продюсерская ставка на звезд и бюджет. Однако в случае с девяностыми молодая удаль как будто уместнее. Особенно если к молодежи приставить Юрия Борисова в роли философствующего бандита.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29040 от 31 мая 2023

Заголовок в газете: Лихие парни

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру