К 2003 году Россия уже вошла в гастрольные маршруты многих мировых звезд, и по крайней мере столичные музболельщики уже могли считать себя людьми кое-что и кое-кого повидавшими, и в этом тоже кроется ностальгия — правда, теперь уже грустная. Был праздник и на улице битломанов: в 1998 году Ринго Старр в ходе турне после выхода альбома Vertical Man выступил в Москве и Санкт-Петербурге. Но, при всем уважении к барабанщику The Beatles, квинтэссенция ауры группы все-таки ассоциировалась с их кудесниками-авторами — Джоном Ленноном, но его убили задолго до самой возможности гастролей звезд «тлетворной западной музыки» в России, и, конечно, сэром Полом Маккартни, здравствовавшим и тогда, и, к счастью, продолжающим поныне.
Гастролеры подобного масштаба достаются далеко не всем желающим организовать их концерт, но в случае с Москвой имелся козырь под названием Красная площадь. «В 2003 году Пол был в туре, особенностью которого стали шоу в разных исторических местах. Например, в Риме он выступал прямо на городской площади — рассказывает в беседе с «ЗД» организатор концерта Маккартни в Москве Надежда Соловьева. — Конечно, и сам артист, и его менеджеры проявляли интерес к России, они знали, что The Beatles здесь очень популярны. И Красная площадь отлично вписывалась в концепцию тура. Но логистически все было довольно сложно, и мы долго искали решение, как это организовать».
Кроме непростой проблемы вписать в тур Маккартни московский концерт (столица России все-таки расположена слегка на отшибе от главных гастрольных европейских городов, и увеличенные передвижения команды из нескольких сотен человек, а также тонн оборудования делают «лучший город Земли» не самым удобным и выгодным местом) предстояло приспособить под большое шоу Красную площадь. Здесь и прежде звучала музыка, в том числе и рок, но масштаб проблем на этот раз в чем-то напоминал курс рубля к фунту.
«Всегда есть сложности, когда делаешь концерт на площадке, которая для этого не приспособлена, — вспоминает Надежда Соловьева. — В то время собор Василия Блаженного был на реконструкции, весь в строительных лесах. А Би-би-си снимали это шоу, делали целый фильм. И собор был как раз задником сцены, поэтому леса, конечно, портили картинку. Пришлось договариваться, чтобы леса сняли, а потом снова установили. Но ничего нерешаемого не возникло. У всех был какой-то единый порыв. Об этом концерте многие давно мечтали и хотели, чтобы все прошло хорошо».
Закулисье шоу стремительно обрастало слухами впечатляющего масштаба и нелепости. Конечно же, сэр Пол обязан был прослыть человеком суперзвездным, с весьма экзотическими запросами. В народе гуляла целая городская легенда о том, что внутренности лимузина, в котором возили Маккартни, должны быть на сто процентов экологическими, отражающими вегетарианскую доктрину музыканта. И домыслы, как это ни удивительно, оказались правдой.
«Мы чуть с ума не сошли, придумывая, как заменить привычные кожаные чехлы на сиденьях на что-то другое, но оказалось, это вообще никому не нужно. Пол уехал в автобусе со своей группой, — со смехом вспоминает Надежда Соловьева. — Райдер составляют не сами артисты, поэтому там всегда есть какие-то вещи, которые пишет менеджмент, чтобы показать свою важность».
За время, проведенное в Москве, сэр Пол, кажется, сумел очаровать абсолютно всех: фотографов, журналистов, президента во время кремлевской аудиенции («Мы с ним понимаем друг друга, потому что оба выходцы из рабочего класса», — поделился тогда рок-стар впечатлениями от встречи) и огромную толпу, собравшуюся у стен Кремля. Впрочем, для артиста с таким опытом умение влюблять в себя на раз-два вполне естественно. И так же очевидно, что за кулисами суперзвезды могут проявлять себя совсем по-другому.
«Вообще они показались мне людьми простыми, по крайней мере никакой звездности никто не выдавал, — вспоминает Надежда. — У них очень слаженная команда, которая не меняется долгие годы, поэтому все друг друга понимают с полуслова. Четкое разделение труда, каждый знает, что должен делать, никто просто так не слоняется. В странах, где индустрия хорошо развита, техническая команда имеет для артистов мегаважное значение, поэтому невозможно представить, чтобы звезда свысока смотрела на техников. Помню, во время гастролей Дианы Росс случилось несчастье с ее техником: он получил травму головы и попал в Институт Склифосовского. Так Диана вместо суперважного приема поехала его навещать. Такое же отношение к людям и у Маккартни. Каждый знает свое дело, поэтому никаких жареных историй за кулисами просто не было. Мы немного испугались, лишь когда они с Хизер (в то время Пол был женат на Хизер Миллс, британской модели и общественной активистке. — «МК») взяли велосипеды и одни поехали кататься по Москве».
Сам концерт был триумфом настоящей рок-н-ролльной демократии. Конечно, V.I.P.-клиентура и обладатели билетов попроще чувствовали себя по-разному. Для важных гостей в ГУМе прямо перед шоу устроили кремлевские Strawberry Fields с клубникой и шампанским. Танцевальный партер и галерка довольствовались напитками поскромнее и за свой счет, однако музыка всех уравняла.
Между первой Hello Goodbye и до финальной спайки из Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band и The End — три с лишним десятка треков, три часа абсолютного счастья и ностальгических слез. Кто-то считал классические хиты (они были в ассортименте), кто-то ловил раритеты вроде Getting Better или She’s Leaving Home, кто-то с удивлением смотрел, как Михаил Боярский и Дмитрий Дибров перелезают из партера для избранных в веселую фан-зону…
Через год Маккартни отыграет в Петербурге, а потом снова вернется в Москву, но Красная площадь, утонувшая в народном ликовании и битловских хитах, останется невероятным воспоминанием. Как будто вокруг Кремля тогда разлили оптимистичную негу и уверенность в том, что хорошее обязательно победит плохое. Что мир и любовь гораздо сильнее ненависти и войны.