Как и на многих каналах, эфир ОТР состоит из новостей, сериалов, кино и программ на самые разные темы. Проекты ОТР, согласно задачам канала, должны быть актуальными, отвечать новостной повестке. Именно такими получаются познавательная программа «Большая страна» и информационный канал «ОТРажение».
В программе «Ректорат», которую ведет ректор МГИМО Анатолий Торкунов, собрано, наверное, все, что сейчас нужно знать о высшем образовании. Передача «Клуб главных редакторов» под руководством главного редактора «МК» Павла Гусева стала площадкой для экспертных оценок от самых влиятельных журналистов.
Программа «Очень личное» с Виктором Лошаком — о людях, их взглядах, жизненных принципах и правилах. В «Игре в классики» с Леонидом Млечиным подробнейшим образом разбираются достижения крупнейших кинорежиссеров нашей страны. А «Сходи к врачу» с Марьяной Лысенко помогает зрителям заботиться о своем здоровье и вести правильный образ жизни. Опытные и знающие врачи ведут диалог со зрителями, разбирают жалобы пациентов и дают рекомендации, а также рассказывают о профилактике самых распространенных заболеваний и развенчивают популярные околомедицинские мифы.
В этом году получит продолжение сериальный проект о реках России. После увлекательного документального фильма о Волге и приволжских городах будет представлен пятнадцатисерийный «Северный морской путь». Все данные проекты появились в последние полтора года под руководством генерального директора Виталия Никитича Игнатенко.
На десятилетие канала утверждена премия имени Анатолия Лысенко в области региональной тележурналистики, которая будет вручаться за лучшие авторские работы (телевизионные проекты), вышедшие в эфир на ОТР в цикле программы «Коллеги» редакциям и тележурналистам региональных студий.
Накануне важной даты в жизни ОТР «МК» встретился с первым заместителем генерального директора канала Фаритом Аляутдиновым и обсудил добрые новости, тонкости прямого эфира, а также кино, сериалы.
— Десять лет для телеканала еще довольно молодой возраст, тем не менее есть, наверное, немало поводов для гордости…
— Прежде всего это любовь и внимание зрителей. И, конечно, работа с регионами. На врезках нашего канала работают семьдесят пять региональных телестудий. Это большой объем и большая востребованность. Вещание на большие города — это, конечно, здорово, но хотелось бы, чтобы охват был полным и включал в себя все населенные пункты нашей страны. И благодаря нам у региональных каналов есть такая возможность.
— Могу предположить, что, находясь в Москве, иногда трудно понять запросы зрителей, живущих вдали от столицы. Или не так уж они отличаются?
— Очень часто то, что беспокоит людей в Москве и Петербурге, интересует и жителей малых городов. В последнее время все мы погнались за так называемыми яркими новостями и совсем забыли, что есть добрые новости. Их даже побаивались, хотя все мы нуждаемся в хороших новостях. У нас очень непростой ритм жизни, особенно в больших городах. Все по классику: не всегда есть возможность выйти из трамвая и посмотреть, в ту ли сторону он едет. В регионах достаточно простых, добрых, человеческих событий. Их долго не замечали, но сейчас в авангарде положительные новости. На них растет спрос.
— Многие здесь заметят, что начиная с пандемии положительных новостей все меньше и меньше…
— Но вместе с тем было сказано очень много положительного о наших врачах, о волонтерах, которые пошли в больницы. Это и есть возрождение добрых новостей. А добро заразительно.
— Когда ОТР только готовилось к запуску, наверное, ставились некоторые задачи, предполагавшие, что этот канал будет в значительной мере отличаться и от государственных, и от коммерческих. Насколько удачно эти задачи выполняются?
— Большую часть того, чем стало ОТР, сделал Анатолий Григорьевич Лысенко. Он задал такой интересный вектор развития, что нам по нему еще долго идти. Многие вещи мы пока не охватили полностью. Все-таки общественное телевидение — это мост между обществом и властью.
— Непростая задача, особенно для России…
— Хороший вопрос: находимся ли мы в самом хвосте демократических реформ? Лично я считаю, что нет. На мой взгляд, мы двигаемся по вектору развития настоящей демократии. Главная ошибка девяностых в том, что волю перепутали со свободой. У свободы есть ограничения, у воли — никаких, в том числе и по части совести. Если мы ищем волю, то вернемся в девяностые; если нам нужна свобода, то она будет другой.
— На ваш взгляд, телевидение может вдохновить людей на более активные гражданские поступки? И стоит ли перед телевидением такая задача?
— Приведу в пример некоторые наши программы. В программе «Отчий дом» мы рассказываем об успешных людях, которые сегодня, может, и не живут на своей малой родине, но всячески помогают этим городкам. Строят школы, церкви, дороги. Таких людей много, и мы их показываем. Я уверен, что те, кто думал помочь своей малой родине, но еще этого не сделал, увидев нашу передачу, решатся на такой шаг. Пойти в потоке добра легче, чем двигаться одному. Поэтому мы культивируем такие передачи, создавая эти потоки добра. Зрителю, судя по откликам, нравится. Мы сегодня, наверное, последнее телевидение, которое по большей части вещает в прямом эфире. Нам можно написать, позвонить и высказаться. Сегодня это очень важно.
— Прямой эфир — всегда немалый риск, особенно если давать возможность зрителям в нем участвовать…
— За десять лет мы очень хорошо изучили многих зрителей канала, некоторых уже по голосам узнаем. Среди нашей публики много людей с высшим образованием, и они задают определенную планку общения. Эти люди много знают, много читают и отлично подкованы по разным вопросам, их сладкими речами не удовлетворить. Поэтому если мы говорим о частном предпринимательстве, то уделяем внимание не только успешному бизнесу, но и случаям банкротства. Со зрителем нужно говорить честно, тогда и обратная связь получится.
— Каналы любят присматривать друг за другом, мериться рейтингами, запускать в одно и то же время схожие проекты. И кажется, что другие каналы на фоне ОТР предлагают куда более сложные в техническом отношении программы. Нет ли у вас ощущения, что вы как на разных планетах?
— Люди всегда хотят чего-то другого. Мы же не читаем только Толстого или Достоевского. И смотреть люди хотят разное. Сейчас очень много фильмов для глаз. Вас удивляют трюками, хотя глубины мысли в этом часто нет никакой. Так и на телевидении. Иногда смотришь программу, не понимаешь, как это вообще работает, и проникаешься большим уважением к мастерству коллег. По большому счету у человека есть в день не больше двух часов на телевизор. И все мы бьемся за эти два часа. Тот, кто хочет удивиться, обязательно найдет себе такие программы. Если вам хочется с кем-то поговорить, то вы выберете другой канал, а если послушать музыку, то третий. И это хорошо. Разные желания зрителя рождают разные предложения. Дело не в технологиях. Кино ведь не убило театр, а Интернет явно не может справиться с телевидением. Все как-то уживаются.
— В последнее время сериалам придают исключительную важность, и каждый канал старается выработать свою тактику в этом вопросе. Какова сериальная политика ОТР?
— В данный момент бюджеты не позволяют нам снимать свои сериалы, и мы покупаем то, что уже нашло своего зрителя. Жанры могут быть самыми разными, но нам в первую очередь интересны сериалы, которые подходят вектору развития общественного телевидения. Сюжеты вокруг постоянных убийств или того, что полицейские продажные, а все женщины отсидели в тюрьме и после освобождения хотят отомстить своим мужьям, для нас не подходят. Все остальное, если это возможно приобрести, не остается без нашего внимания. И еще, на мой взгляд, у нас сегодня один из лучших кинопоказов. Мы показываем и классику, и фестивальное кино, и редкие европейские фильмы. Сейчас мы идем к тому, чтобы добавить еще и короткий метр. В этом жанре очень много интересных работ, а площадок для таких фильмов почти нет. Мы нашли время.
— Наверное, не так просто, с одной стороны, следовать ожиданиям публики, но при этом держать на некоторой дистанции то, что напрямую связано с поп-культурой?
— На мой взгляд, мы сумели найти свой подход. Вот недавно открыли новый проект, который называется «Страна поэтов». Люди простые и известные, самых разных профессий читают в кадре свои любимые стихотворения. Был момент, когда поэзия почти исчезла из нашей жизни, и вот теперь она вернулась. Запуская программу, мы с самого начала понимали, что она будет популярной. У нас сейчас десятки тысяч писем от людей, которые хотят прочитать стихотворения. От детей до академиков.
— Разные знаменитости и связанная с ними светская хроника вас интересуют?
— Это не наша ниша. Мы хорошо знаем, чем живут простые россияне. И живут они не светской хроникой. На мой взгляд, не нужно унижать богатством. Глянцевый мир, несмотря на яркую картинку, по сути сумрак. Давайте не путать рекламу с реальной жизнью.